Металлурги обеспечили себя работой

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Украинские меткомбинаты впервые за время кризиса смогли обеспечить себя заказами на несколько месяцев вперед

Отечественные металлурги почти оправились от мирового кризиса. Компании начинают активно формировать портфель заказов на 2010 год. «Если в начале 2009-го металлургические компании имели заказы только на текущий месяц и не знали, что будет в следующем, то в этом году ситуация изменилась кардинально. Метпредприятия уже подписали контракты как минимум на 2-3 месяца. А некоторые обеспечили себя заказами на ближайшие 4 месяца», — говорит аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Сергей Гайда. Подтверждают улучшение ситуации и на самих предприятиях. Как сообщил «ДЕЛУ» Владимир Бойко, председатель правления одного из крупнейших меткомбинатов страны — ММК им. Ильича, — предприятие полностью обеспечено заказами на февраль-март. Еще лучше, по информации «ДЕЛА», ситуация на другом мариупольском комбинате. Принадлежащая «Метинвест Холдингу» Рината Ахметова «Азовсталь» подписала контракты, которые гарантируют стабильную работу комбината вплоть до июня.

Сегодня компании, которые работают в Средиземноморском регионе, увеличивают потребление металлопродукции в основном благодаря госпрограммам, рассчитанным на поддержку местных производителей. «Благодаря госпрограммам по стимулированию закупок новых автомобилей увеличивается спрос на металл со стороны автопроизводителей», — приводит пример Сергей Гайда, аналитик инвесткомпании «Драгон Капитал».

По мнению экспертов, украинская продукция сейчас достаточно конкурентоспособна. «Украинский прокат выигрывает во многом за счет своей низкой стоимости», — поясняет Юрий Рыжков. К тому же весной эксперты ожидают снижения предложения на экспорт у основного украинского конкурента на внешних рынках — России. «С оживлением внутреннего спроса российские производители переориентируют часть поставок на собственный рынок», — прогнозирует аналитик инвесткомпании «Конкорд Капитал» Андрей Герус.

Кроме благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, отечественные металлурги, по мнению экспертов, в последнее время могут рассчитывать и на рост внутреннего спроса. Так, по словам Андрея Геруса, сейчас в Украине оживляется машиностроение, в первую очередь вагоностроение. Это подтверждают и сами производители. Руководители четырех ведущих предприятий отрасли — Крюковского, Стахановского вагоностроительных заводов, «Днепровагонмаша» и «Азовмаша» — еще в конце 2009-го заявили, что выходят на докризисный уровень производства. В частности в ноябре представитель стахановского предприятия Максим Прасолов заверил «ДЕЛО», что предприятие вышло на докризисный уровень — 500 вагонов в месяц —  в IV квартале 2009-го.

Комментарий эксперта

Ситуация хорошая — заказов хватает. Но есть и проблемы

Владимир Бойко, председатель правления ММК им. Ильича

Владимир Семенович, как вы можете охарактеризовать нынешнее положение на рынке металлопродукции?

В принципе ситуация хорошая: заказов хватает.

За счет каких стран вам удалось заполнить портфель заказов?

В основном за счет наших традиционных рынков: Европы, Турции, России.

Если говорить о проблемах, как обстоит дело с обеспечением сырьем?

Проблем с железорудным сырьем нет, его достаточно. Но есть проблемы с обеспечением коксом и металлоломом. Кокса не хватает, а цены на лом высоки.

Чем, на ваш взгляд, вызвана нехватка кокса?

В первую очередь дефицитом коксующихся углей в Украине. Его коксохимикам приходится импортировать.

Есть ли проблемы у вашего предприятия в связи с непогодой?

Были проблемы с железной дорогой. У нас в январе на два дня в Ясиноватой были заблокированы составы с коксом.

Также были проблемы и на самом комбинате. Из-за морозов затруднена была разгрузка и погрузка составов. Все это негативно сказалось и на производстве.

А с отгрузкой в портах проблемы были?

По поводу погоды с портами проблем нет. Проблемы с портами лежат в другой плоскости. Я всегда говорил и говорю, чтонынешнюю ситуацию с портовыми сборами надо менять. То, что они осуществляются в долларах, неприемлемо. Практически в нынешних условиях порты наживаются за наш счет.

Как обстоит ситуация с возмещением НДС?

Ситуация по НДС сложнейшая. Задолженность перед предприятием за период с 1 января 2009-го до 1 января 2010 года выросла почти в три раза. Сейчас она составляет 800 млн. грн., из которых 555 млн. — просроченная задолженность.