ТОП100 08 ноября 2019 в 13:00

Александр Романишин, RE:ACTOR: о технологиях, которые меняют мир и бизнес

Имя корпорации Sony, вероятно, уже ничего не скажет поколению Y и Z, а еще 20 лет назад портативный плеер от Sony был необходимым гаджетом каждого подростка и, соответственно, имел миллиардный рынок сбыта.

Александр Романишин, сооснователь компании RE:ACTOR Александр Романишин, сооснователь компании RE:ACTOR
Александр Романишин, сооснователь компании RE:ACTOR

Тогда Sony была революционером: компания навсегда изменила подход к слушанию музыки, ведь она первой сделала музыку доступной везде, позволив носить ее с собой. Но на смену плееру Walkman быстро пришли MP3-плееры, затем iPod, а те в свою очередь были вытеснены смартфонами. Sony не уловила тренды — диджитализацию, сдвиг потребительских предпочтений к кастомной скачиваемой музыке, которая всегда доступна онлайн, и, соответственно, не усовершенствовала софт, да и сам продукт под новые реалии рынков. И потерпела крах. Чего о ней печалиться? Но трагизм не в этом, а в том, что тогда у компании продукт и технология были лучше, чем у iPod за несколько лет до его появления, но корпорация не рискнула вывести свой новый продукт на рынок. Не дерзнула. Решила идти консервативным и проверенным путем, продавая уже известный продукт, и не экспериментировать. Мораль ясна: не будь, как Sony.

Сегодня бизнесу необходимо не просто отзываться на изменившиеся потребности клиентов, а предвосхищать эти потребности. Не просто использовать технологии, а диктовать запрос на них. Выходить за рамки традиционных сервисов, стандартных бизнес-процессов и отраслевой парадигмы.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Крупные украинские корпорации и банки увидели эту тенденцию и встали на путь технологической трансформации. Каждый проходит этот путь по-своему, в своем темпе, со своими открытиями и ошибками. Сегодня мы расскажем о том, как движутся по пути трансформации три крупных украинских бизнеса, с которыми работает платформа открытых инноваций RE:ACTOR, — OKKO, ДТЭК и Альфа-Банк Украина. Их объединяет то, что в поисках оптимальной формы работы с новыми идеями они пришли к модели открытых инноваций.

ДТЭК: Трансформация мышления

ДТЭК пока единственная энергетическая компания в Украине, которая публично заявила о системном внедрении инноваций в свой бизнес и создала для этого отдельное направление — Innovation DTEK.

Ключевым направлением своей работы в компании видят создание культуры открытых инноваций — трансформацию мышления сотрудников, и не только. Чтобы работники сами формировали спрос на новые решения в помощь процессам, а также принимали и активно использовали новые решения. Эти решения ищут в Украине и за рубежом. На официальном сайте ДТЭК запущена платформа dtek.com/innovation для непрерывного поиска и обработки заявок от стартапов.

Кроме того, компания начала мониторинг международного и украинского стартап-рынка, вступив в партнерство с крупнейшими акселерационными программами и платформами: Innoenergy, RE:ACTOR, Startup Network, UVCA. Innovation DTEK первым в Украине заключил партнерское соглашение c крупнейшей краудсорсинговой платформой мира InnoCentive. Задачи ДТЭК размещены на платформе, и к ним теперь имеют доступ более 400 тыс. экспертов из 200 стран.

На данный момент в производство ДТЭК внедрены инновационные решения нескольких стартапов. Например, стартап eVRscan предложил компании систему лазерной 3D-картографии, которая позволяет проводить анализ запасов угля на складах с помощью дронов. Эта технология многократно повысила точность измерения запасов угля, что улучшило планирование и график закупок топлива. В конце июля ДТЭК объявил о старте внедрения инновации еще одного стартапа — QRSmarty, с помощью которого можно определять количество и местонахождение запчастей на предприятии, а также отслеживать продолжительность их использования. Благодаря этому сотрудники компании могут вовремя заменять детали, гарантируя надежность работы оборудования и безопасные условия работы.

В ДТЭК также могут похвастаться успешным проектом по интеграции решений на базе двух стартапов — Teslasuit (Великобритания) и Sensorama (Украина). Благодаря этому проекту был разработан виртуальный симулятор теплоэлектростанции для обучения персонала ДТЭК в безопасной среде. Виртуальная система имитирует различные этапы производства через технологии VR, а уникальный сенсорный костюм дает возможность максимального VR-погружения.

"Мы открыты к партнерству с другими бизнесами, государством, обществом, готовы делиться своим опытом поиска и внедрения инноваций, — отмечает директор по инновациям ДТЭК Эмануэле Вольпе. — На наш взгляд, открытость и партнерство  — это то, что в значительной степени ускорит путь трансформации и прогресса Украины как сильной европейской страны".

ОККО: Больше идей

Глобальные революции не происходят ежедневно, но миллио­ны маленьких инновационных решений постепенно меняют мир. Первыми находить и внедрять инновации — вот выигрышная позиция для компаний, желающих задавать тренды. А OKKO всегда стремилась опережать конкурентов. В компании постоянно внедряют инновационные решения — технологичное оборудование в кафе и ресторанах, из последних — универсальное платежное решение OKKO Pay.

"Чтобы в Украине воплощалось в жизнь как можно больше хороших идей — именно так звучит миссия нашей компании, — говорит вице-президент по технологиям и бизнес-процессам сети OKKO Александр Ляшенко. — И мы много делаем для того, чтобы это стало реальностью".

К вопросам внедрения инноваций здесь подходят системно. В OKKO убеждены: мало придумать идею или найти инновационное решение. Идеями и инновациями нужно управлять, и делать это следует на регулярной основе, пока решение не выйдет на проектную мощность и не превратится в операционный процесс.

Корпорация рассмотрела несколько различных вариантов: инкубатор идей, отдельный инновационный департамент,  — и пришла к выводу, что необходимо привлечь внешнего партнера. Почему? Во-первых, по словам Александра Ляшенко, если ты находишься внутри компании, то на большинство вещей у тебя уже сформировался устойчивый взгляд. Во-вторых, у каждого сотрудника есть свой круг функцио­нальных обязанностей, и на то, чтобы системно работать с новейшими идеями, банально не хватает ресурса.

Так в компании созрело решение обратиться к RE:ACTOR. Для глубинного поиска инноваций в 2018 году была запущена платформа OKKO Open Innovation — площадка для всех, кто имеет прогрессивные идеи и новейшие решения, кто своими разработками меняет мир. "Нам нужны те, кто разбирается в диджитализации бизнес-процессов, кто глубоко чувствует потребности клиентов и может посоветовать, какие уникальные сервисы им предложить", — отмечает Александр Ляшенко.

Сеть OKKO ищет прорывные идеи во всех уголках мира и готова к смелым экспериментам. Ключевой инструмент этого процесса — платформа OKKO Open Innovation.

"О результатах говорить еще рано, — делится Александр Ляшенко, — но уже сегодня к нам ежемесячно поступают более 30 достойных внимания проектов от стартапов и зрелых команд из Украины, Центральной Европы и США".

Альфа-Банк Украина: Точки инноваций

Наверно, ни одна отрасль мировой экономики не диджитализируется так стремительно, как финансовая. Стартапы и компании в сферах fintech, regtech, insurtech развиваются очень активно и берут на себя многие функции классических финансовых учреждений. Клиенты с удовольствием пользуются финансовыми онлайн-сервисами и мобильными приложениями из-за их простоты, эффективности и отсутствия бюрократии.

Чтобы банк стал таким же простым, как fintech, нужно перестроиться, быть более инновационным. Причем, подчеркивает СЕО Альфа-Банк Украина Иван Свитек, в этот процесс были вовлечены все сотрудники, и 2,5 года назад Альфа-Банк Украина в полном составе вошел в технологическую трансформацию.

"Мы стали одним из первых банков в Украине, кто создал диджитал-подразделение, — рассказывает Иван Свитек, — но довольно быстро поняли, что это всего одна точка инноваций, с ней сдвинуться с места практически невозможно. И тогда мы пришли к главному принципу диджитализации крупного бизнеса: внутри корпорации должно быть много точек инноваций, на всех уровнях и во всех ключевых подразделениях, а поиск решений нужно осуществлять за пределами корпоративной структуры, по модели открытых инноваций".

Тогда Альфа-Банк Украина начал сотрудничать с платформой RE:ACTOR. Уже первый совместный проект — конкурс идей для создания инновационного digital-банка  — принес успех. В его рамках было найдено решение, которое легло в основу одного из самых успешных продуктов Альфа-Банк Украина — онлайн-банкинга для предпринимателей "ОК, Альфа!".

С 2018 года поиск инноваций проходит в рамках совместного с RE:ACTOR проекта Alfa Digital. "Этот проект помог нам увеличить количество точек контакта с инновациями в структуре банка, — отмечает Иван Свитек. — Инновационный комитет проекта, в который вошли топ-менеджеры банка и руководители бизнес-направлений, работает с рядом стартапов над реальными проектами в сфере трансграничных платежей, систем скоринга и многих других". За это время совет обработал 124 инновационных решения от команд из 21 страны, отобрано для реализации более 20 проектов, 10 уже внедрено.

На этом Альфа-Банк Украина и RE:ACTOR не останавливаются. По модели открытых инноваций ведется поиск прорывных идей и для корпоративных клиентов банка. Уже заключен первый трехсторонний договор с одной из компаний, прошли первые встречи для понимания потребностей клиента, начат поиск технологических решений.

Загрузка...
Новое видео
Андрей Ставницер о бизнесе, партнерстве, образовании и синергии
Загрузка...