БМЗ и металлоконструкции: что поможет рынку оттолкнуться от "дна"

Быстромонтируемые здания из металлоконструкций пользуются повышенным спросом у заказчиков из-за скорости и легкости монтажа. Их используют при строительстве магазинов, складов и даже терминалов аэропортов. Delo.UA выясняло, что происходит с этим рынком в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Рынок быстромонтируемых зданий (БМЗ) из металлоконструкций начал развиваться в Украине с начала 2000-х гг. Основной причиной стал постепенный выход экономики страны из кризиса 1990-х, когда активизировались строительство, АПК, торговля и другие традиционные потребители таких сооружений. В 2006-2007 гг. отечественный рынок БМЗ ежегодно рос на 40-50% и к 2008 г. достиг 1,5 млн м2 "годовых", или €340 млн. Но после кризиса 2008-2009 гг. начался спад, усилившийся с 2014 г.

В первый военный год сокращение составило 15% (до уровня в 850 тыс. м2), а в 2015-м рынок сузился еще примерно на 20%, гласят обобщенные цифры Минэкономразвития. Зато операторы констатируют рост по итогам 2016 года — порядка 10% (до 750 тыс. м2), пропорционально общей активизации строительства. В 2017-м ожидается дальнейший рост на 10-15% из-за продолжения восстановительной динамики в строительстве, промышленности, позитивных параметров АПК.

Базовые параметры

Основные признаки, позволяющие отнести строение к быстро монтируемым зданиям:

  1. унифицированное проектное решение, адаптированное под технологию завода-изготовителя конструкций;
  2. максимальная заводская готовность отдельных конструктивных элементов;
  3. отработанные на практике методы монтажа.

Технология каркасных БМЗ дает возможность создавать объекты со следующими характеристиками: площадь — до сотен тыс. м2; высота внутренних помещений — до 10-12 м; большие внутренние пространства без несущих конструкций (при металлическом каркасе), типовая сетка колонн 12х24 м, возможны безопорные пролеты до 48 м. В среднем БМЗ общей площадью 1000 м2 силами бригады до 10 чел. монтируется менее 1 мес., площадью около 4000 м2 — 3-4 мес., 6000 м2 — 4-5 мес.

Чаще всего БМЗ используются при строительстве коммерческой недвижимости (склады, торговые объекты и др.), в АПК, а также в промышленности.

В рыночной структуре много лет доминирует коммерческая недвижимость. А вот складской сегмент, который активно развивался после 2008 г., был быстро потеснен сельским хозяйством. Оно показывает неплохие результаты вопреки всем кризисам и событиям, отмечает Delo.UA начальник отдела маркетинга Светловодского завода быстромонтируемых зданий ОДО "Объединение Днепроэнергостройпром" Ирина Дидух. Промстроительство напрямую зависит от развития важнейших отраслей промышленности: ГМК, машиностроения, химии, пищепрома. Они в последние годы были не в лучшем состоянии.

На украинском рынке есть как внутренние производители, так и известные мировые марки. К первым относятся такие ведущие компании, как холдинг "Укрстальконструкция", Житомирский завод ограждающих конструкций, "Мастер-Профи-Украина" (г. Днепр), "Металлист-Стройметаллконструкция" (г. Харьков), Светловодский завод БМЗ, "ПСМ-Профиль" (г. Полтава). А импорт представлен марками Llentab, Lindab, Pruszynski, Ruukki, Zeman и др. Еще до кризиса-2008 внутренние производители занимали не менее 75% рынка в денежном выражении, напоминает директор "Ллентаб Украина" Константин Иванов. Затем некоторые игроки начали сходить с дистанции, не выдерживая конкуренции в условиях ухудшившейся конъюнктуры. "Сохранить позиции удалось предприятиям с большим рыночным опытом, предлагающим качественный продукт и имеющим хорошую репутацию у заказчиков, — продолжает Иванов. — Также неплохи дела у тех, кто научился работать на экспорт, особенно с Европой. Те же, кто не специализировался именно на БМЗ, потеряли позиции".

Эксперты выделяют среди участников рынка еще две группы. Первая — кустарные бригады, выполняющие строительство небольших объектов. Вторая — машиностроительные, металлургические и др. промкомпании. Но их цеха либо удовлетворяют собственные потребности предприятий, либо являются результатом их перепрофилирования (пример — т.н. экспериментально-механические заводы).

Рыночные факторы

Сейчас ключевым конкурентным преимуществом на рынке называют способность поставщика предоставить комплектное решение от проектирования до изготовления и монтажа. Кроме очевидных плюсов (общие сроки выполнения, организационные трудозатраты и др.), комплексная поставка увеличивает итоговое качество строения — единого подрядчика проще контролировать, говорит Иванов.

И, конечно, имеют значение цены.

С началом экономического кризиса в 2014 г. значение этого фактора усилилось ввиду дефицита средств у заказчиков. Недобросовестные игроки демпингуют, закупая б/у металл и профнастил, либо используя материалы с поддельными сертификатами качества. В результате предлагают цены, за которые принципиально нельзя изготовить качественные конструкции.

Объем поставки легких металлоконструкций, например для не самого крупного торгового объекта составляет 2-3 тыс. тонн, которые должны быть отгружены за несколько месяцев. Только крупные участники рынка могут гарантировать своевременное выполнение подобного заказа. Наряду с этим подорожание коммунальных услуг усиливает значение такого фактора, как эксплуатационные характеристики объекта — стоимость отопления или, наоборот, охлаждения, отмечает Иванов.

Сейчас заказчики все чаще выбирают БМЗ на стальном каркасе. Хотя еще в 2013-14 гг. соотношение "стальных" и железобетонных БМЗ составляло 1:4, уточнил на V Национальной конференции участников рынка стального строительства директор "Раута Групп" Андрей Озейчук. Кроме того, БМЗ часто возводятся с привязкой к назначению будущего здания, поэтому все шире используются металлоконструкции, которые позволяют создавать индивидуальные проекты, соответствующие всем пожеланиям заказчика.

Сегмент металлоконструкций

Если отдельно рассматривать рынок металлоконструкций, то он в Украине сокращался с 2013 г. В том числе в 2015 году снизился на 24,5% до 65 тыс. тонн, из которых 63 тыс. тонн поставили внутренние производители. В 2016-м, по предварительным оценкам, рынок восстановился примерно до 70 тыс. тонн на фоне общего оживления строительных работ. Тем не менее, общая ситуация пока что напоминает "дно". Если в 2012 г. в стране насчитывалось 10 предприятий с ежегодным выпуском свыше 5000 тонн конструкций — то в 2015-м таких осталось только два. На сегодняшний день 63% отечественного производства приходится на мелких операторов с годовым объемом менее 2000 тонн. Понятно, что это ухудшает общее качество рыночного предложения. Безусловным лидером остается холдинг "Укрстальконструкция" с пятью заводами и вертикальной интеграцией в сторону проектных и строительных работ. Уточним, кроме составных частей зданий (90% рынка), рынок "всех" металлоконструкций включает резервуары (10%) и элементы мостов (0,7%).

В такой обстановке производители попытались переориентироваться на экспорт, рассказала Delo.UA директор по развитию Украинского центра стального строительства (УЦСС) Татьяна Колчанова. Но и здесь это лишь частичная компенсация: если в 2013 г. за рубеж было продано 18 тыс. тонн, то уже в 2014-м показатель обвалился до 7 тыс. тонн. В 2015-м он восстановился до 9 тыс. тонн, а в 2016-м — примерно до 9,3 тыс. тонн. С закрытием рынка России главным экспортным вектором стал Запад.

Приоритеты экспорта в тоннаже остаются нестабильными: в 2014 г. это была Нигерия (40%), в 2015 г. — Британия (38%), в минувшем году — Израиль (32%).

Вместе с тем, обратим внимание на 2-е место экспортного рейтинга-2016, которым стала Польша (26%). Украинские производители рассчитывают закрепиться здесь и уже имеют позитивный опыт, констатирует гендиректор "Укрстальконструкции" Владимир Носов. По его словам, емкость польского рынка — 1,5 млн тонн/год, и он способен легко "проглотить" все, что может предложить Украина. Поляки в целом лояльно относятся к отечественным компаниям. "Самый простой вариант выхода в Польшу (при наличии европейских сертификатов на сварочные и другие работы при изготовлении металлоконструкций) — кооперация с местными производителями, которые охотно идут на это, поскольку украинские площадки способны производить конструкции мирового качества по ценам ниже европейских. Важно убедить поляков в точности выполнения заявленных сроков, потому что в ЕС этому придают огромное значение. Можно выходить и напрямую на генподрядчиков; как правило, контракты с ними предусматривают и монтаж, поэтому есть смысл сразу готовить комплексные предложения", — рассказывает топ-менеджер.

Прогнозируется, что после 2017 г. динамика сегмента металлоконструкций (и их экспорта) будет приблизительно пропорциональна темпам роста общих объемов стройработ. То есть может выйти на восстановительный уровень в +10%. А значит, в ближайшей перспективе национальный рынок металлоконструкций, как и рынок БМЗ, будет постепенно приходить в себя от провала 2014-15 гг. Этому поможет, например, мостостроение, имеющее шансы вернуться к жизни, акцентирует Носов. Дальнейшее же восстановление и развитие зависит от способности всей экономики Украины к устойчивому ренессансу в 2018-19 гг. и далее со скоростью хотя бы в 4-5%. Это сформирует инвестиционный спрос на строительство, неуклонно повышая потребность в различных строительных конструкциях.