Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Е-аудит для бизнеса: бухучет по "цене полета в космос", больше проверок и штрафов

В Украине вводят е-аудит, позволяющий проводить налоговые проверки без физического контакта налогового инспектора и предприятия. Рассказываем, чего он будет стоить бизнесу и почему количество внеплановых проверок и штрафов от этого только возрастет

28 октября Кабмин одобрил разработанные Минфином изменения в Налоговый кодекс и Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" о внедрении электронных проверок — электронного аудита.

Минфин аргументирует: е-аудит уже действует в разных странах мира и доказал свою эффективность. Сам механизм базируется на информации, полученной от налогоплательщиков в виде стандартного аудиторского файла (SAF-T), разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития.

В чем польза е-аудита по версии Минфина:

1. Позволит усовершенствовать риск-ориентированные подходы на допроверочном и проверочном этапах;

2. Повысит скорость и эффективность результатов проверок;

3. Уменьшит количество налоговых правонарушений и судебных споров;

4. Уменьшит личных контакты между налогоплательщиком и контролирующим органом, снизит влияние "человеческого фактора" и пр.

Согласно принятым изменениям, в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем ​​отчетного года, украинские налогоплательщики в файле SAF-T должны будут подать в налоговую данные о наличии и состоянии активов, собственного капитала и обязательств, а также об изменениях в финансовом состоянии. 

"Этот файл легок в использовании и предназначен для осуществления мер налогового контроля с применением специализированного программного обеспечения", — уверяют в Минфине.

Кого и как будет проверять налоговая с помощью е-аудита

По словам советника юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры"Татьяны Бережной, сегодня электронные проверки могут проводиться по заявлению тех налогоплательщиков, которые в добровольном порядке хотят проверить правильность ведения налогового учета. Но в конце 2020 года Минфин обнародовал свое видение по введению обязательных проверок таким образом. 

Бережная подчеркивает: принятый законопроект предусматривает, что для крупных налогоплательщиков это новшество вступит в силу с 1 января 2025 года, а для плательщиков НДС — с 1 января 2027 года. 

"За неподачу, несвоевременную подачу или SAF-T, созданный с ошибками, будут штрафовать. Крупных налогоплательщиков на сумму, эквивалентную 100 минимальным заработным платам. В 2021 году это 600 тысяч гривен. А других налогоплательщиков на сумму, эквивалентную 10 минимальным зарплатам, то есть на 60 тысяч гривен", — поясняет Бережная.

По словам налогового консультанта и генерального директора "Е. С. Консалтинг"Александры Томашевской, идея е-аудита в том, чтобы проверить больше налогоплательщиков и, соответственно, увеличить количество налоговых отчислений в бюджет. 

"Сегодня налоговая выходит на плановую проверку в плановом порядке, поэтому она может проверить очень небольшое количество субъектов. При этом времени и ресурсов уходит много. Поэтому е-аудит, который позволяет провести в десятки или даже в сотни раз больше проверок, на которые раньше не хватало рук, я бы назвала звездным часом налоговиков",  — объясняет Томашевская. 

И добавляет, что охват по проверкам после того, как е-аудит заработает по-полной, будет очень высоким. Например, в Украине на сегодня работает немало компаний, в которых не было проверок по 10-15 лет. А есть и такие, которые не проверяли вообще никогда. 

"С 2027 года этот механизм заработает только для плательщиков НДС. Все они — активно работающие субъекты. Но есть много таких, чья выручка, условно, не превышает нескольких миллионов гривен в месяц, и они вообще не должны проверяться. Но благодаря е-аудиту проверят всех",  — подчеркивает Томашевская. 

Насколько и почему из-за е-аудита подорожает бухучет

Генеральный директор "Е. С. Консалтинг" также считает, что бизнесу из-за очередного налогового новшества придется кардинальным образом пересмотреть свои привычки в отношении документооборота  — вести его очень тщательно. В реальности это не всегда возможно — банально не всех документов сразу может хватать.

Более того, по словам Томашевской, налогоплательщиков, которые вели бы идеальный учет, ей пока встречать не доводилось — бухгалтера всегда что-то доделывают, находят недостающие документы, какие-то оригиналы присылают с опозданием, какие-то документы меняют и досылают позже. 

"Создается дополнительная нагрузка на налогоплательщика, учитывая, что он из-за системы электронного администрирования НДС итак ведет и прикрепляет огромное количество документов. Потому выходит, что налоговики переложили свои расходы на проведение проверок на налогоплательщика",  — считает Александра Томашевская.

По ее словам, не ощутят каких-либо последствий от введения е-аудита разве что крупные плательщики НДС, поскольку сегодня они ведут электронный документооборот уже в обязательном порядке и у них давно все диджитализировано. Но мелким и средним налогоплательщикам все необходимые документы нужно сканировать, чтобы оформить в SAF-T, а это очень трудоемкий процесс. 

Кроме того, эксперт не исключает, что требования к документам из-за е-аудита могут даже ужесточить, из-за чего стоимость бухучета может существенно подорожать. Как минимум, достигнуть европейских расценок с точки зрения почасовой оплаты.

"Бухгалтерский учет будет стоить по цене, как полеты в космос. Но если бухгалтер обходится предприятию дорого, ему нужно больше зарабатывать. А небольшие компании вообще не всегда могут его себе позволить. Поэтому е-аудит станет своего рода отсевом рынка",  — полагает генеральный директор "Е. С. Консалтинг".

Кроме того, по ее словам, нельзя исключать, что сроки запуска е-аудита могут сдвинуть — введут переходной период, запустят опцию сначала в тестовом режиме. То есть будут внедрять постепенно, чтобы налогоплательщики успели подготовиться. При этом крупным плательщикам, у которых даже на плановой проверке давно все оцифровано, не составит труда за несколько тысяч долларов нанять еще один отдел и решить проблему. Но мелким, которым с е-аудитом придется столкнуться в 2026-2027 году, привыкать будет в разы тяжелее.

"Как консультант со стороны налогоплательщика, я считаю это превышением полномочий. Либо необходимо сдвигать сроки. Если этого не сделать, расходы обычного предприятия значительно возрастут. По сути, ты каждый год будешь выходить на плановую проверку. А проверка каждый год — это очень стрессово и тяжело",  — подытожила Томашевская.

Как е-аудит отразится на количестве внеплановых проверок

По словам Татьяны Бережной, кроме введения е-аудита проект Минфина содержит достаточно резонансное скрытое изменение, которое позволит налоговикам присылать налогоплательщикам необоснованные запросы на получение информации. А это в свою очередь может привести к внеплановым проверкам. 

По ее словам, в соответствии с действующим Налоговым кодексом, налогоплательщик обязан предоставлять информацию на такой запрос только в том случае, если налоговая выявила нарушения налогового законодательства. Но законопроект, который вводит е-аудит, вносит изменения в статью 73 Налогового кодекса, которая регулирует порядок получения налоговой информации контролирующими органами. 

Поэтому теперь налоговая будет иметь право присылать запросы налогоплательщику, а он будет обязан предоставить информацию. То есть принятый законопроект фактически расширяет полномочия налоговиков и уполномочивает их присылать необоснованные запросы. 

"Непредоставление является основанием для проведения внеплановой проверки, что может привести к налоговым доначислениям и штрафам. При этом часто такие запросы налоговой безосновательны и не соответствуют требованиям налогового законодательства",  — объясняет Бережная.

Резюмируя все вышесказанное, Бережная подчеркивает: общее количество налогоплательщиков, которые подпадают под действие этого регуляторного акта, составляет 1371 субъект предпринимательской деятельности. А учитывая изменения по получению налоговой информации, это фактически каждый третий налогоплательщик в Украине. 

Елена Ковтун, специально для Delo.ua

Главное бизнес-событие года уже 26 ноября! Топовые бизнесмены Украины из Киевстар‎, Новой почты, Датагруп и еще 20 крупных компаний поделятся своим опытом создания и развития успешного бизнеса на Business Wisdom Summit. Регистрация по ссылке.