Цены на оливковое масло упали до минимума за 10 лет

Цена оливкового масла премиум-класса на оптовых рынках упала до минимальной отметки с 2002 года — $2,9 тыс. за тонну. Главная причина падения цены — снижение спроса на оливковое масло в южных странах ЕС, где стали отдавать предпочтение подсолнечному

Стоимость оливкового масла достигла минимальных показателей за последние десять лет. Падение цен вызвано снижением потребления масла в южных странах Европы, которые являются наиболее проблемными экономиками зоны евро, сообщает РБК-Украина.

Главные производители "жидкого золота" Италия, Испания и Греция, которые обеспечивают 70% его мирового производства, вынуждены мириться с рекордно низкими ценами на продукт. По данным МВФ, цена оливкового масла премиум-класса на оптовых рынках упала до 2,9 тыс. долларов за 1 т — минимальной отметки с 2002 года (пиковая цена 6 тыс. долл. была зафиксирована в 2005 году).

Основная причина происходящего — падение спроса на оливковое масло в южных странах ЕС. Жители проблемных экономик все туже затягивают пояса, отдавая предпочтение не высококачественному маслу premium extra-virgin за 3,25 евро за литр, а, например, подсолнечному за 1,25 евро.

"Внутреннее потребление оливкового масла в крупных средиземноморских странах-производителях снизилось в этом сезоне из-за экономического кризиса", — пишет The Financial Times со ссылкой на консалтинговое агентство Oil World. По прогнозам Международного совета по оливковому маслу, спрос на продукт в Италии и Греции скатится до уровня 1995 года, тогда как в Испании — до уровня 2002 года (эти три страны обеспечивают 60% потребления масла). По данным брокерской компании ICAP, греки стали отказываться от премиальных сортов оливкового масла в пользу обычных, в то время как испанцы стали больше есть сливочного масла.

Снижение потребления совпало с отличным урожаем оливок в Испании, которая является крупнейшим производителем оливкового масла (доля 45%). По прогнозам Europa Press, производство масла в стране вырастет на 14%, до 1,59 млн т, по сравнению с прошлым годом.

В результате на рынке уже сейчас наблюдается избыток предложений. Чтобы снизить ценовое давление, ЕС субсидирует компании, с тем чтобы те дольше держали товар на складах. Однако субсидии, даже если они, как в случае с Испанией, обеспечивают до 40% дохода производителей, не могут служить панацеей. В охваченных кризисом экономиках местные фермеры не могут получить банковский кредит. В результате, чтобы заплатить рабочим и модернизировать производство, они вынуждены продавать запасы урожая по невыгодным для себя ценам.

Как ни странно, ситуацию на рынке могут несколько исправить неблагоприятные погодные условия. По прогнозам испанской сельскохозяйственной ассоциации ASAJA, следующий урожай оливок в стране может оказаться в два раза меньше нынешнего из-за рекордно сухой за последние 70 лет зимы. Таким образом, стоимость оливкового масла уже в следующем году может пойти вверх.