Частных перевозчиков зовут в партнеры

«Укрзализныця» намерена выйти на докризисный объем грузоперевозок. Однако сорвать эти планы может дефицит подвижного состава
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

«Укрзализныця» намерена выйти на докризисный объем грузоперевозок. По итогам этого года ведомство планирует выйти на показатель 1 млн. 100 тыс. тонн погрузки в сутки. При реализации этого плана могут возникнуть трудности из-за дефицита подвижного состава.

В этом году рост промышленного производства привел к росту объемов грузоперевозок.  По итогам семи месяцев этого года «Укрзализныця» перевезла 242  млн. тонн грузов. Это на 14,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Способствовал росту перевозок экспортный потенциал страны. На сегодняшний момент «Укрзализныця» перевезла 7,2 млн. тонн зерновых.

По итогам 2010 года руководство «Укрзализныци» планирует полностью выйти на докризисный объем грузоперевозок. Цель вполне достижима — сегодня железнодорожники в сутки уже перевозят один миллион тонн грузов, в то время как до кризиса объем перевозок составлял 1,1 млн. тонн. При этом острым остается вопрос обновления подвижного состава.

У частников растет парк

Отечественный парк грузовых вагонов насчитывает 197 тыс. единиц. Пока он позволяет обеспечить потребности украинской экономики в перевозках. Однако тенденции последних лет не слишком радужные. Во-первых, идет физический износ существующего парка, в то время как покупка новых вагонов осуществляется недостаточно.  Отчетливо проявилась и вторая негативная тенденция: инвентарный парк вагонов государственных перевозчиков на постсоветстком пространстве стал стремительно сокращаться, а частный парк — не менее стремительно расти. К примеру, за последние семь лет количество вагонов инвентарного парка в странах СНГ сократилось в 3 раза — с 1,8 млн. единиц до 691 тыс. В это время парк частных вагонов составил 710 тыс. единиц.

Неконтролируемый рост парка частных перевозчиков обострил конкуренцию на рынке. К примеру, в  2007 году в России создается дочерняя компании «РЖД» и в ее распоряжение было передано 200 тыс. вагонов. И это при том, что частному бизнесу гораздо легче находить средства на обновление подвижного состава, нежели государственным железным дорогам, имеющим существенную дополнительную финансовую нагрузку, связанную с обслуживанием железнодорожной инфраструктуры, проведением пассажирских перевозок и др.

Объединение выгодно всем

Продолжение тенденции перераспределения парка вагонов в пользу частных перевозчиков может привести к существенному росту затрат на грузоперевозку. «Это в свою очередь может обернуться коллапсом для многих отраслей промышленности, работать с которыми частникам попросту нерентабельно. На железной дороге существуют выгодные и невыгодные грузы. Так, из-за разницы в тарифе доход от перевозки вагона металлопродукции намного больше, чем от перевозки щебня.  Совершенно логично, что частные перевозчики хотят заниматься только самыми высокодоходными направлениями», — говорит  аналитик «Менеджмент консалтинг групп» (консультирует «Укрзализныцю») Дмитрий Подтуркин. Эксперты считают, что в условиях дальнейшего роста объемов перевозок, дефицит полувагонов можно будет преодолеть только путем организации новых форм сотрудничества  между частными и государственными владельцами вагонов или восстановлением темпов закупок. При этом первый вариант, естественно, гораздо более реален и рационален. Очевидно, что парк вагонов  использовался бы гораздо эффективнее при наличии единой целостной системы управления всем подвижным составом — и государственным, и частным. Эта система позволит минимизировать количество простоев и порожних пробегов вагонов.

Недавно «Укрзализныця» предложила частным операторам и собственникам вагонов создать единую систему управления парками грузовых вагонов или так называемый вагонный пул. Во время восстановления национальной экономики от последствий экономического кризиса перспектива создания вагонного пула выгодна как «Укрзализныце», так и частным операторам. Первая за счет создания такого объединения может решить проблему будущего дефицита подвижного состава в условиях, когда средств на дополнительные закупки не хватает. Вторые — имеют шанс повысить эффективность использования своего вагонного парка, минимизируя его порожний пробег. В случае преодоления спорных моментов, а именно уровня платежей за использование частных вагонов, проект создания вагонного пула может заработать уже со следующего года.   

Из последних сил

Дабы обеспечить своим клиентам заявленные объемы перевозок, «Укрзализныця» сегодня пытается мобилизовать весь имеющийся подвижной состав — даже тот, который находится в ремонте либо в технологическом запасе.

При этом задействован весь наличный парк грузовых вагонов. По словам заместителя генерального директора «Укрзализныци» Виктора Чорного, сейчас перевозчик может использовать в работе только 53-55 тыс. ед. грузовых полувагонов при общей численности инвентарного парка около 62 тыс. полувагонов.

Это связано с тем, что 6 тыс. вагонов находятся в нерабочем состоянии и требуют ремонта, а еще не менее 3 тыс. подлежат списанию.