НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Что происходит с украинским рынком сжиженного газа

Пока политики спорят о причинах повышения цен на сжиженный газ, Delo.UA узнавало когда это топливо подешевеет

На акции под стенами Службы безопасности Украины (СБУ) нардепы Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Мустафа Найем и другие политики-антикоррупционеры (Рух новых, Демальянс, Центр противодействия коррупции) выступили за увольнение первого заместителя главы СБУ — начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины Павла Демчины.

Именно его действия, по мнению политиков, стали причиной дефицита сжиженного газа (СУГ) в Украине. Он, якобы, "зачистил" рынок автогаза под монопольного поставщика (Proton Energy). Лещенко связывает Proton с Виктором Медведчуком и уверен, что рынок зачищали именно для сверхприбылей кума российского президента Владимира Путина.

Ведь цена пропан-бутановой смеси (LPG) на украинских АЗС стремительно выросла.

Перед походом на встречу с главой СБУ Василием Грицаком, Лещенко заявил, что требует выполнения трех условий:

  1. забрать у СБУ функции, которые не свойственны спецслужбам;
  2. уволить Демчину;
  3. правительство должно развернуть государственную поддержку диверсификации поставок сжиженного газа.

Лещенко уверен, что для расследования финансовых преступлений должна быть создана служба финансовых расследований. А Демчина как человек, который зачищал рынок автогаза, должен пойти в отставку.

"Его заместитель Короленко лично писал письма на таможню с просьбой не растамаживать газ. Медведчуку создали преференции, цена выросла", — подчеркнул депутат. Лещенко также не раз заявлял, что сверхприбылями от монополизации украинского рынка СУГ Медведчук делится с президентом Петром Порошенко.

Таким образом, ситуация с ростом цен на сжиженный газ стала для политиков поводом усилить давления на СБУ. Как подчеркнула одна из участников акции директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк, случай со сжиженным газом только один пример беззаконности СБУ. "Эта служба единственная, которая отказалась подавать декларации в единый реестр", — напомнила Каленюк.

Петр Порошенко, похоже, услышал депутата своей фракции и прокомментировал ситуацию со сжиженным газом из Львовской области. Президент заявил, что ждет снижения цены на газ в середине сентября, настаивает на увеличении производства внутри страны и "привлечения к ответственности тех, кто допустил нарушения, если соответствующие факты будут установлены".

Еще раньше на ситуацию отреагировал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, который расценил подорожание СУГ как диверсию. Гройсман поручил профильным министерствам, Антимонопольному комитету, ГФС и правоохранительным органам разобраться в повышении цены. Правда глава АМКУ Юрий Терентьев незамедлительно отреагировал на поручение и объявил, что ведомство уже провело предварительный анализ рынка. Признаков сговора не обнаружило. Но АМКУ продолжит расследование.

Обвинение Лещенко

Несмотря на несколько сумбурное выступление под стенами СБУ, депутат от БПП Сергей Лещенко давно и последовательно обвиняет СБУ в попытках монополизировать рынок импорта автогаза в Украину.

Осенью 2016 года Служба заподозрила 13 импортеров СУГ в финансировании террористической деятельности, а также — наличие отравляющих веществ в газе. П ретензии возникли к компаниям-импортерам "Кременчугпропангаз" (сеть "Барс 2000"), "Петра Резерв" (сеть KLO), "СВГ Плюс" (группа компаний "Автотранс"), "Компания Надежда", "Укргазпетролиум", "Нефтепродукт трейдинг", "Укрпетролпостач", "НП-Трейдинг", "Галлон Груп".

Именно на этот период приходятся задержки в растаможке сжиженного газа. Глава энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский в комментарии "Интерфакс-Украина" тогда сообщал, что в ориентировках СБУ указывается подозрения в "финансировании терроризма" и "356 ст. Таможенного кодекса, которая в полном объеме связывает руки, то есть говорит о том, что товар подан с недостоверной информацией и содержит сильнодействующие и отравляющиеся вещества".

По словам эксперта агентства А-95 Артема Куюна, простой вагонов из-за проверок для некоторых импортеров длился до трех месяцев. На одной ж/д цистерне трейдеры теряли по $30 в сутки. Кроме того, из-за обвинений в финансировании терроризма пострадала репутация предпринимателей.

Но масштабная информационная огласка, в том числе и благодаря усилиям Лещенко, помогла импортерам остановить эту атаку спецслужбы — все обвинения были почти одномоментно сняты.

Тогда СБУ подало Министерству экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) просьбу наложить санкции на ряд импортеров: "Параллель", "Укргазпетролеум", "Виолана-ТЭК", "Реал-НП", "УПК-Европлюс", "Надежда", "Автотранс", "Газтрон-Украина", "Пропан-Трейд".

Но, как объяснил первый замминистра экономразвития Максим Нефьодов, приказ о санкциях вступает в силу через 40 дней после представления. Упоминаемые Лещенко санкции против импортеров СУГ были обжалованы, даже не вступив в силу.

"СБУ изменила предеставление — и мы отменили приказ до его вступления в силу", — заверил Нефьодов.

Куюн подтверждает эту информацию: рынок не пострадал от санкций МЭРТ, поскольку их так никто и не ввел.

Любопытно, что в то время как молодые политики требуют увольнения Демчины, трейдеры и поставщики не спешат присоединиться к митингам под СБУ. Наоборот — опасаются закручивания гаек, после того как Порошенко с Гройсманом лично занялись вопросом снижения цены на СУГ.

Delo.UA рассказывает что же происходит с украинским рынком сжиженного газа, и когда это топливо подешевеет.

Потребление

Сжиженный газ — доступное топливо для авто украинцев, в том числе благодаря очень низкому акцизному налогу. Если с 1000 л бензина нужно уплатить государству 213,5 евро или за 1000 л дизтоплива — 139,5 евро, то за 1000 л СУГ акциз всего 52 евро. Да, расход такого топлива выше, но оно стоит гораздо дешевле бензина, что подогревает спрос. До недавнего времени разница в цене составляла почти в два раза.

В Украине производством СУГ занимаются государственная "Укргазвыдобування" (УГВ), полугосударственная "Укрнафта" и подконтрольная Привату "Укртатнафта".

Причем, часть ресурса УГВ выкупают для бытовых потребителей — жителей населенных пунктов, не имеющих доступ к газовым сетям.

В 2016 году автомобилисты использовали 1,45 млн тонн, но в стране произвели всего 400 тыс. тонн. Естественно, при росте потребления сжиженного газа в Украине, даже совокупных мощностей украинских заводов не хватает. Тем более, что когда УГВ отчитывается о росте производства СУГ в 2016 году — с 4 тыс. тонн до 11 тыс. тонн, "Укрнафта" отчитывается о снижении из-за внутренних проблем компании.

По данным UPECO, баланс сжиженного газа на украинском рынке с каждым годом смещается в сторону импорта: в 2008 году Украина импортировала всего 3,9% необходимого ресурса, а в 2016 году — уже 72,9%.

По соотношению потребления сжиженного газа в Украине, большая часть пока идет из России и Беларуси. Но рынок расставляет новые приоритеты: в сентябре 2016 года Украина впервые импортировала сжиженный газ по морю, а в ноябре 2016 — впервые импортировала из Азербайджана. Если в январе 2017 года Украина доля импорта СУГ из России составляла 78%, то по итогам первого полугодия доля российского импорта снизилась до 43% в общем котле поставок.

По данным эксперта консалтингового агентства А-95 Артема Куюна, доля российских поставок от всего импорта снижается по сравнению с 2016 годом с весны-2017: в мае она составила 40% (-32% к маю 2016), в июне — 37% (-34%), в июле — 44% (-30%).

Причиной снижения показателей выступили сами россияне. Во-первых, с марта 2017 года изменились правила экспорта СУГ из России: как это было в 2015 году с дизтопливом и керосином, россияне причислили СУГ к нефтепродуктам, разрешенных к использованию в вооружении. Теперь его экспорт контролирует Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК).

Российская газета "Коммерсант" ожидала, что сертификацию в ФСТЭК пройдут три украинские компании — "Ойл Трейдинг Групп" (бенефициар Виктория Панарина), ООО "Нефтепродукт Трейдинг" (Silver Prime Inс. Ltd., Гонконг) и ООО "Перспектива трейд групп" (Светлана Глущенко). По данным "Коммерсанта", все они связаны с беглым украинским младоолигархом Сергеем Курченко и соответственно — сыном Александром Януковичем.

Но ФСТЭК сертифицировала экспорт СУГ лишь для ОАО "Роснефть".

Для справки, похожая ситуация с природным газом — экспортировать его может только "Газпром". Контракт с "Роснефтью" имеет только Proton Energy Нисана Моисеева. В интервью enkorr Моисеев заявил, что при продаже российского ресурса украинским игрокам используют котировки аналитической компании "Аргус".

"Когда с начала августа цена выросла на $88/тонна, цены на наших станциях выросли пропорционально до 15,35 грн/л. На прошлой неделе котировка снизилась на $15/тонна, мы отреагировали снижением до 14,95 грн/л", — сообщил Моисеев.

Случай с "Роснефтью", по оценке Куюна, скорее ухудшил положение РФ на украинском рынке: импорт сконцентрирован в руках одной компании и снижение поставок нельзя перекрыть теперь за счет других российских производителей.

В данном случае, трейдер "Роснефти" в Украине — Proton, и по дизтопливу, и по газу. Но украинское направление — лишь одно из многих, где Proton торгует ресурсами "Роснефти". Например, намного более крупные продажи трейдер осуществляет "на море", — рассказал Куюн. — "Гройсман говорит, что у нас один поставщик. Но "Роснефть" не только нам поставляет нефтепродукты через Proton Energy".

Именно Proton Energy Лещенко обвиняет в монополизации поставок, но по данным UPECO, их доля на украинском рынке в 2016 году была всего 11,3%. Proton Energy была крупнейшим импортером, но ближайший преследователь — "БРСМ Нафта" — импортировал 10,5% СУГ, Пропан Трейд — 8%, WOG — 6,4%, Газтрон Украина — 5,1% и т.д. На долю небольших игроков рынка пришлось 41,4% импорта сжиженного газа.

Благодаря внутренним пертурбациям, доля России в импорте СУГ в Украину уменьшилась до 40%. И эта доля будет проходить через Proton — около 40 тыс. тонн в месяц. Централизация поставок действительно произошла, но — по другую сторону границы Украины, и без участия СБУ.

При этом, по данным Куюна, количество импортеров в Украину растет: с 72 в 2016 году до 93 в 2017 году.

Однако в первой половине 2017 года больше всего сжиженного газа все еще импортировали из России — 325,9 тыс. тонн. Из Беларуси — 190 тыс. тонн. Гораздо меньшие партии привозили из Казахстана (5,8 тыс. тонн), Венгрии (4,9 тыс. тонн), Египта (4,8 тыс. тонн), Литвы (4 тыс. тонн) и Польши (1,1 тыс. тонн).

Инфраструктурные проблемы

Переключиться на другие источники топлива получилось не сразу: в июль-август, которые обычно характеризуются ростом потребления, автомобилисты столкнулись с дефицитом СУГ. И цена на украинском рынке поползла вверх. Украинский рынок сжиженного газа еще развивается и преимущественно работает "с колес".

По оценке Куюна, доля долгосрочных импортных контрактов в Украине составляет около 30%.

Для сравнения, на устоявшемся рынке Польше долгосрочных контрактов — 80%.

Эксперт также объясняет, что объемов украинских хранилищ сжиженного газа недостаточно для устойчивости рынка. Если бы в августе все имеющиеся мощности были заполнены, то запасов хватило бы на 5-6 дней. Бензохранилищ, например, хватило бы для автономной работы на месяц.

Что касается, отечественных производителей, то они обязаны продавать весь ресурс СУГ на бирже. Собственно, по этой причине, а не из-за общей злокозненности рынка, в августе в цене подскочил даже сжиженный газ "Укргазвыдобування".

Совладелец сети KLO Игорь Чернявский также согласен, что украинская система торговли нефтепродуктами еще с советских времен "заточена" под реализацию бензина и дизтоплива, система под сжиженный газ еще нарабатывается.

На внутренний дефицит ресурса наложились ремонты европейских заводов, а с сентября он начнется и на Мозырском НПЗ (Беларусь).

Также Куюн отмечает, что несмотря на проблемы с импортом из РФ, сжиженный газ дешевел с апреля по июль 2017 года — и по этой причине импортеры не создавали крупных запасов, чтобы не потерять деньги на временном лаге между покупкой и продажей.

Чернявский отмечает, что в августе 2017 года долгосрочные контракты с европейскими поставщиками столкнулись с проблемой — сроки отгрузок в Украину сдвинулись на неделю-две, до сентября. Но, когда пришлось идти на украинскую энергетическую биржу, на волне ажиотажа и дефицита цены подскочили, в том числе — и украинского ресурса.

[gallery:45811,45812,45813,45814,45815]

По оценке Владислава Колодяжного, директора топливного трейдера "Газтрон-Украина", при максимальной загрузке через Черноморский порт можно импортировать по 30 тыс. тонн в месяц. Для сравнения, среднемесячный импорт из РФ в 2017 году был на уровне 54 тыс. тонн.

Но в Черноморском порту нет мощностей для хранения СУГ, что вынуждает импортеров работать буквально с колес. Зато, благодаря российским санкциям против операторов парка цистерн для перевозки сжиженного газа, в том числе государственного "Укрспецтрансгаз" (1680 вагонов), в Украине достаточно вагонов для налаживания внутренней логистики.

Но в целом, проблемы украинского трейдинга СУГ — это проблема роста. Объем потребления растет, но трейдинг привык работать "с колес", без долгосрочных контрактов работают даже крупные поставщики.

К тому же, роль России как производителя СУГ мирового масштаба, с самым дешевым газом и доставкой, остается значительной. И со своей стороны, россияне будут стараться продавать газ так, чтобы доставка из более отдаленных стран обходилась украинским трейдерам дороже.

Что касается среднесрочного прогноза, то стоимость СУГ должна откатиться на июльские позиции в сентябре, когда поступят законтрактованные объемы из Европы и Ближнего Востока.