НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,61

41,51

EUR

45,31

45,15

Как работает самый крупный частный порт в Украине

Как работает самый крупный частный порт в Украине
На акваторию Аджалыкского лимана приходится почти треть от всего морского грузооборота нашей страны. Именно тут расположился крупнейший в Украине частный портовой комплекс — ТИС
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

ТИС — крупнейший стивидорный оператор в Украине, который оперирует в акватории порта "Южный". По данным компании, в 2017 году группа увеличила грузооборот по сравнению с 2016 годом на 21% — до 26,12 млн тонн. Это — больше, чем любой государственный и частный стивидор. А если учесть, сколько было перегружено в порту "Южный" и на Одесском припортовом заводе, который соседствует с ТИСом, эта тройка и вовсе покрывает треть годового морского грузооборота нашей страны. Delo.ua побывало в ТИС и покажет, как работает самый крупный частный порт в стране.

ТИС. Начало

В группу ТИС входят 5 терминалов: ТИС-Контейнерный терминал, ТИС-уголь, ТИС-руда, ТИС-Зерно, ТИС-Минудобрения и, собственно, сам ТИС, который обеспечивает функционирование железнодорожной и другой инфраструктур. Как понятно из названий, каждый из них отвечает за свой сегмент перевалки грузов.

Сегодня в ТИС работают 2300 человек. Для сравнения — в государственном порту "Черноморск", чей грузооборот составляет 17,2 млн тонн (в 1,5 раза меньше, чем у ТИСа), работают почти 8000 человек. Несмотря на близкую расположенность, терминалы ТИС, по сути, не являются одной компанией. Это — группа юридических лиц, которые управляются из единого центра. Основателями ТИС ("Трансинвестсервис") считаются бизнесмены Алексей Ставницер и Олег Кутателадзе. Сейчас компания управляется двумя сыновьями Алексея Ставницера и семьей Кутателадзе.

Основное отличие ТИС от других стивидорных компаний — они не только арендуют причалы, но и строят свои. Компания на сегодняшний день оперирует 8 причалами, из них 6 причалов были построены ТИС. Сейчас, говорят в ТИС, продолжаются работы по удлинению причала №22 на 117 м — до общей длины причальной линии в 600 м. В начале года причал оснастили двумя новыми STS-перегружателями, и теперь тут 5 кранов в одной линейке, что, соответственно, поможет увеличить скорость разгрузки судна. Обновленный причал начнут эксплуатировать уже в 2018 году.

Удлинение причала. Фото здесь и далее: Эмма Солдатова

Компания начала свое существование в 1994 году с двух построенных при СССР причалов. Тогда Аджалыкский лиман был "глухим", и, по плану, на нем планировалось создать импортный терминал по перевалке фосфоритов. Однако в конце 80-х этот проект был заморожен и до 1994 года оставался в недостроенном состоянии.

После прихода инвестора в 1994 году проект "реанимировали" и уже к 1998 году заработал терминал по экспорту из стран СНГ минеральных удобрений. Этот терминал существует и до сегодняшнего дня —  ТИС-Минудобрения  (причал №17). Он — второй по величине в Украине в этом сегменте.

На момент открытия  ТИС-Зерно*  в 1999 году был небольшим терминалом. На сегодняшний день ТИС-Зерно — один из крупнейших зерновых терминалов в Украине. Его мощности — до 7 млн тонн в год, а мощности единовременного хранения — до 420 тыс. тонн.

*терминалы ТИС-Зерно и ТИС-Минудобрения на 100% принадлежат компании Fedcominvest и ее собственнику Алексею Федорычеву (прим. — ТИС)

В 2007 году был открыт терминал  ТИС-Руда. Это — совместный проект ТИС и Ferrexpo олигарха Константина Жеваго. Именно под этот терминал был построен причал №18. Объем перевалки в 2017 году превысил 5,6 млн тонн.

В 2008 году "появился на свет" терминал  ТИС-Уголь, который является экспортно-импортным терминалом. На терминале два причала — №19 и №20. Проектная мощность терминала — 12 млн тонн. Сейчас он — крупнейший в Украине в этом сегменте. Его мощности позволяют перегружать уголь и руду. Именно сюда несколько раз приплывали суда, везшие южноафриканский уголь для украинских электростанций. И здесь также в 2012 году было принято крупнейшее судно-сухогруз, которое когда-либо заходило в акваторию Черного моря — балкер Maxi Brazil дедвейтом 259 тысяч тонн.

В 2009 году начал работу  ТИС-Контейнерный терминал, который оперирует причалами №21 и №22. Это универсальный терминал, который работает с контейнерами, генеральными и навалочными (сыпучими) грузами. Его номинальная мощность после ввода в эксплуатацию обоих причалов составляла 2 млн TEU.

Прямо за причалом — площадка для хранения и обработки контейнеров. Как видно, ей не приходится пустовать

У контейнерного терминала 5 кранов-перегружателей в одной линейке. В 2017 году общий грузооборот терминала составил 3,5 млн тонн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мы ждем удвоения контейнерного оборота — глава частного порта ТИС

ТИС-Контейнерный терминал обслуживает два сервиса компании Maersk Line (крупнейшего в мире контейнерного перевозчика) — ECUMED, и с апреля 2018 года — МЕ-3,  связывающего Украину с Азией.

Инфраструктура

Кроме причалов, ТИС оперирует портовой и железнодорожной инфраструктурой. Это и железнодорожная станция, построенная на собственные средства. Ее емкость — более 2 тыс. вагонов, развернутая длина путей — около 95 км. Станция ежесуточно обслуживает более тысячи вагонов.

На данный момент на этапе строительства находится еще один ж/д парк — "Восточный". В ближайшее время он будет достроен и введен в эксплуатацию. В 2017 году было завершено строительство ж/д парка "Причальный".

Есть как свои локомотивы, так и арендованные. В целом на станции более 27 ед. тягового состава.

Компания также запустила два регулярных полносоставных контейнерных поезда в Киев и Днепр. Один только контейнерный поезд в Киев перевозит около 500 контейнеров ежемесячно. В ближайшие месяцы акционеры компании намерены запустить контейнерные поезда в Тернополь, Харьков и Винницу.

Все это позволяет ТИС перегружать на каждом из терминалов примерно 45-50 тыс. тонн в сутки. Для Украины это довольно большая скорость. На достигнутом останавливаться не собираются — например, в случае согласования Украиной проекта установки плавучего терминала для регазификации сжиженного природного газа  ТИС готов установить эти мощности у своих причалов.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram