НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Эксперты настаивают на повышении акциза на автогаз: "Большой спрос стимулирует его импорт"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
По объемам использования сжиженного газа на транспорте Украина входит в пятерку крупнейших на планете — в 2020 году объем потребления этого ресурса превысит 2 млн тонн

Для максимального использования нефтеперерабатывающих мощностей, выравнивания торгового баланса и увеличения налоговых поступлений структура потребления моторных топлив в Украине нуждается в коррекции. Об этом заявили в пресс-службе консалтинговой группы "А-95".

Как говорится в сообщении, основной отличительной чертой топливного рынка Украины является высокая доля сжиженного газа, которая достигла рекордных в мире 33% в розничной реализации моторных топлив.

В компании напомнили, что по объемам использования сжиженного газа на транспорте Украина входит в пятерку крупнейших на планете — в 2020 году объем потребления этого ресурса превысит 2 млн тонн.

"Украинская корзина моторных топлив нетипична с точки зрения мировой практики и порождает целый ряд серьезных проблем. Это прежде всего упадок и вполне вероятное исчезновение внутренней нефтепереработки, снижение налоговых поступлений, увеличение импорта сжиженного газа и дизтоплива из России и Беларуси", — заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

По его словам, причина диспропорции в потреблении нефтепродуктов — несбалансированное налогообложение. Так, акциз на сжиженный газ в четыре раза ниже, чем на бензин, — 52 против 213 евро за 1000 литров. Почти вдвое ниже акциза на бензин налог на дизтопливо — 139,5 евро/1000 л. Такой перекос привел к деформации в потреблении, поскольку топливо с низким акцизом становится более привлекательным для потребителя: с 2013 по 2019 годы потребление сжиженного газа выросло на 115%, дизтоплива — на 17%, тогда как использование бензина упало на 43%.

"Огромный спрос на сжиженный газ и дизтопливо стимулирует их импорт, более 70% которого приходится на Россию и Беларусь. Между тем украинские НПЗ, работающие на украинском и нероссийском импортном сырье, загружены менее чем на 50%. Они не могут продать бензин, а отказаться от его выпуска невозможно технологически", — отметил Куюн.

При этом, в "А-95" подчеркнули, что переход потребителей на топлива с низким налогом бьет и по госбюджету. В частности, акцизы с нефтепродуктов являются основным источником наполнения Дорожного фонда, из которого финансируется строительство и ремонт дорог.

Для выхода на оптимальную корзину потребления нефтепродуктов необходима коррекция ставок акциза, считают в "Консалтинговой группе А-95", по расчетам экспертов которой, если сегодня акциз на газ составляет 24,4% от акциза на бензин, то для решения задачи сбалансированного нефтепродуктообеспечения это соотношение должно составлять не менее 70-75%.

В то же время, акцизный налог на дизтопливо можно оставить на текущем уровне, считает Сергей Куюн. 

"Бензин станет доступнее, сжиженный газ подорожает, но сохранит свою ценовую привлекательность, НПЗ получат перспективу развития, рынок снизит зависимость от импорта, а государство получит дополнительные налоги", — заявили в "А-95", подчеркнув, что выход на новую структуру потребления будет плавным и займет не менее пяти лет.

Напомним, Украина заняла второе место в Европе по уровню снижения  цен на бензин. Такие данные приводит компания  Pikodi, которая проследила изменение стоимости бензина в мире и подсчитала, сколько литров бензина могут позволить себе украинцы в 2020 году.

Как отмечают аналитики, из 42 стран Европы в 39 из них цена на бензин в первом полугодии 2020 года в среднем была ниже, чем в 2019 году.