Электронная почта стимулирует потребление бумаги

Электронные формы коммуникации не только не сократили, но и во много раз увеличили потребление бумаги. По сравнению с 2000 годом, сегодня используется на 45% больше бумаги. «Мечты о том, что электронные письма отодвинут на задний план бумагу, развеяны. Пе

Бумажный парадокс

Именно развитие компьютерной техники, как ни парадоксально, и способствует увеличению потребления бумаги. Электронная почта, став излюбленным средством офисной переписки, отучила большинство людей пользоваться факсами. Зато практически у каждого служащего появилась привычка распечатывать письма на принтере. По разным исследованиям, на печать идет каждое третье или пятое письмо, это не учитывая, что существуют любители печатать спамы.

Еще одним источником роста потребления бумаги является развитие рынка копировальной техники и постоянная ее модернизация. Сегодня даже небольшая фирма имеет в своей конторе несколько копировальных аппаратов, принтеров и т.д. «Еще не так давно секретарь с помощью копировальной бумаги и печатной машинки делал всего от двух до четырех копий протокола заседания. Сегодня такие протоколы распечатываются десятками копий», - говорит Милош Лешикар, представитель чешского Союза промышленников бумаги и целлюлозы.

На потребление бумаги влияет и то обстоятельство, что многие квитанции об оплате на бензозаправках или в супермаркетах печатаются на термочувствительной бумаге. Напечатанная на ней информация через несколько лет попросту исчезает. «Поэтому фирмы, которые архивируют всю свою бухгалтерию, эти квитанции копируют, чтобы в нужный момент предоставить их фискальным органам», - заметил Мартин Леитгеб, служащий чешской фирмы Activa, которая занимается продажей канцелярских принадлежностей.

Потребления бумаги растет и за счет ее все более активного использования на дому. При подсчете объемов используемой бумаги многие исследовательские организации «домашних потребителей» даже выделяют в отдельную группу. «Раньше никто не покупал домой бумагу формата А4. С развитием цифровой фотографии много людей распечатывают свои снимки на этой бумаге», - добавляет Лешикар. Популярнейшими форматами для принтеров и ксероксов сегодня являются А4 и А3.

Выгодный бизнес

Повышенный спрос обеспечивает дополнительные прибыли для торговцев офисной бумагой. Для них эта строка доходов является самой важной и представляет пятую или четвертую часть их выручки. Например, фирма Activa, выручка которой перешагнула за миллиард чешских крон (около $41,5 млн.), повысила продажу бумаги на 25% по сравнению с показателями прошлого года. Миллиард крон превысила выручка и у ее конкурента - компании Papirius, которая открыла свои филиалы не только в соседних Словакии и Венгрии, но и в Литве. Эти два лидера на канцелярском рынке Чехии повышают свои доходы практически на 10% ежегодно.

Позитивным фактором для увеличения продаж бумаги является и растущее число чиновников. «В Чехии появляется все больше административных представительств заграничных компаний», - говорит Леитгеб из Activа.

Магия бумаги

Бумага действительно обладает целым рядом преимуществ и качеств, которые компьютерным файлам и не снились. Она осязаема, материалы, отпечатанные на бумаге, не обязательно читать в установленной последовательности, переходя от параграфа к параграфу. Бумага обладает «гибкостью», в том смысле, что листы можно разложить на столе в каком угодно порядке. Ее можно персонализировать, делая заметки, комментарии и отметки на полях. Все это гораздо труднее проделать с компьютерными материалами, которые, тем не менее, обладают своими преимуществами: их легче найти по ключевому слову, можно поделиться с другими, воспользовавшись электронной почтой, их легче архивировать. Но, в конце концов, бумага остается физическим воплощением информации, и по тому, как с ней обращаются, можно определить отношение читателя к тексту, отпечатанному на бумаге.

Американский пример

В США в горячие годы New Economy (в период с 1995 по 2000 годы) потребление бумаги возросло на 15%. Компания Hewlett-Packard подсчитала, что только в 2001 году офисные принтеры в США пропустили через себя 1,2 триллиона листов бумаги, что на 50% больше аналогичного показателя пятилетней давности