Еврокомиссия хочет представлять ЕС на переговорах с РФ по Северному потоку-2

Еврокомиссия хочет распространить принципы Третьего энергопакета на Северный поток-2, если этот трубопровод будет построен. Но "Газпром" против такой идеи: в российской компании считают, что нормы Третьего энергопакета не должны распространятся ни на один Северный поток

Европейская комиссия обратилась в Совет Европейского Союза с просьбой о мандате на переговоры с Российской Федерацией относительно основных принципов работы проекта газопровода Северный поток-2 (Nord Stream-2). Об этом сообщает пресс-служба Еврокомиссии.

В комиссии объясняют, что если трубопровод будет построен, то он должен работать в соответствии с международным и европейским энергетическим законодательством, в частности, с Третьим энергопакетом.

Вице-президент по энергетике Евросоюза Марош Шевчович подчеркнул, что ЕС не раз заявлял, что Северный поток-2 не соответствует целям энергетического союза — созданию хорошо диверсифицированного и конкурентного рынка.

Однако, если газопровод все же будет построен, Еврокомиссия хочет заранее обсудить принципы его работы.

"Если трубопровод все же будет построен, то как минимум мы должны убедиться, что он будет работать на прозрачной основе и в соответствии с основными правилами энергетического рынка ЕС", — заявил Шевчович.

Уполномоченный по действиям в области климата и энергетики Мигель Ариас Каньете также подчеркнул, что, как и любой инфраструктурный проект в ЕС, Северный поток-2 не может и не должен работать в правовом вакууме или подчинятся только энергетическому законодательству третьих стран.

"Мы стремимся получить мандат Совета, чтобы вести переговоры с Россией об особом режиме, который будет применять к Северному потоку-2 основные принципы энергетического права ЕС, чтобы сохранить функционирование европейского внутреннего энергетического рынка", — заявил Каньете.

Переговоры с Российской Федерацией должны коснуться прозрачности эксплуатации трубопровода, недискриминационного тарифообразования, недискриминационного доступа третьих лиц и разделения поставки и передачи.

В "Газпроме" отрицательно отреагировали на предложение Еврокомиссии и не видят причин распространять действие Третьего энергопакета на первый и второй Северные потоки.

"Нормы Третьего энергетического пакета не могут применяться к "Северному потоку 2", а также к "Северному потоку 1". Сейчас говорят: давайте мы получим мандат, но непонятно с кем: "Газпромом" или Российской Федерацией, чтобы распространить правила на "Северный поток 2". Но мы исходим из того, что принципы рыночной экономики еще будут работать в Европе или Еврокомиссия хочет взять на себя функции Госплана?" — прокомментировал инициативу Еврокомиссии заместитель председателя Александр Медведев.

Тем временем в Еврокомиссии напоминают, что приоритетом ЕС является диверсификация поставок газа в Европу, а также устранение барьеров в доступе к инфраструктуре и торговле.

Поэтому приоритетными считаются проекты: Южный газовый коридор, развитие хаба сжиженного газа в Средиземном море. Также предпочтение отдается региональному сотрудничеству между государствами-членами ЕС: интерконнекторы между Польшей и Литвой, Балтийский интерконнектор между Финляндией и Эстонией. А также содействию создания нового северного коридора, соединяющего Норвегию и Польшу через Данию.

Также Еврокомиссия поддерживает строительство газовой инфраструктуры в Центральной и Юго-Восточной Европе.

В то время как Северный поток-2, по мнению Еврокомиссии, не способствует целям энергетического союза — доступ к новым источникам энергии, маршрутам или поставщикам. Наоборот, этот проект может привести к дальнейшему укреплению одного поставщика на газовом рынке ЕС и привести к дальнейшей концентрации маршрутов. Строительство Северного потока-2 ставит под угрозу существующие транспортные маршруты, в частности, через Украину.

Северный поток-2, как и любой другой трубопровод в Европе, должен соответствовать Третьему энергопакету. Особенно учитывая, что только точка входа находится вне юрисдикции ЕС.

Поэтому Комиссия просит мандат у Совета министров на ведение переговоров с РФ.