- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Ферросплавный вопрос: "Приват" сумел добиться льгот от Кабмина
В пятницу вечером, 21 сентября, информационные агентства сообщили — украинское правительство создало межведомственную комиссию по рассмотрению ситуации, сложившейся в электрометаллургической отрасли страны. Возглавил этот орган первый вице-премьер Валерий Хорошковский; в его обязанности КМУ своим постановлением № 877 вменил подготовить до начала октября 2012 года "меморандум о взаимопонимании между Кабинетом министров и электрометаллургами".
Посредством этой бюрократической фразы, на самом деле, подводится итог долгих уже попыток ферросплавных производителей страны — Запорожского и Стахановского заводов ферросплавов (ЗФ, контролируются группой "Приват" Игоря Коломойского) — "выжать" из властей льготный тариф на электроэнергию. Отчасти в процессе участвовало и руководство Никопольского ЗФ, владение которым "Приват" делит с группой EastOne Виктора Пинчука.
Электрический повод "Привата"
"Электрометаллургами" одна из сторон намечаемого в правительстве меморандума названа чисто формально — в силу того, что на указанных ферросплавных заводах применяется электропечной способ производства. Представители именно этих заводов в последние месяцы немало сетовали на несправедливый, по их мнению, способ ценообразования на украинскую электроэнергию (э/э), затраты на приобретение которой могут занимать до 55-60% в себестоимости выпускаемых в стране ферросплавов. Для сравнения: на действительно электрометаллургическом заводе "Днепроспецсталь" (ДСС; пакет прав собственности на предприятие принадлежит все тому же "Привату") доля расходов на э/э в себестоимости продукции не превышает 10-11%. Эту информацию, в частности, сообщили представители профсоюзных органов ДСС на августовской пресс-конференции в Киеве.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaИстория же с требованием предоставить ферросплавщикам льготный тариф на электроэнергию начиналась еще в конце 2010 — начале 2011 годов, принимая то вид совещаний с представителями госорганов по данному вопросу, то форму митингов и протестов рабочих, увольняемых при этом с предприятий. Так, в конце 2010-го руководство Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ) узнало, что в следующем 2011-м значительная часть э/э будет отпускаться предприятию по менее выгодному второму классу потребления электроэнергии (обходиться на 25% дороже, нежели по первому).
Причина — в невыполнении ЗЗФ количественно-технологического требования, выдвигаемого законодательством к покупателям э/э по 1 классу. А именно: среднемесячное потребление электроэнергии в объеме от 150 млн. кВт-ч или ее потребление с напряжением более 35 кВ. Хотя в 2010-м завод и увеличил выпуск ферросплавов — на 33,5% в сравнении с предшествующим годом, до почти 300 тыс. тонн — однако на докризисный уровень производства выйти так и не смог. Среднемесячное потребление э/э на предприятии в позапрошлом году составило 136 млн. кВт-ч, что дало повод руководству "Запорожоблэнерго" отказаться от продления с ЗЗФ договора аренды подстанции Ф-2. Последнее могло бы сохранить за предприятием право на 1 класс потребления, так как Ф-2 обеспечивала напряжение, отвечающее нормативу Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики (НКРЭ).
Эксперты тогда отмечали: для того, чтобы вернуть себе более выгодный класс потребления э/э Запорожскому заводу ферросплавов, необходимо построить собственную подстанцию, обеспечивающую нормативный уровень напряжения. Для этого на тот момент достаточно было вложить, по разным оценкам, от 70 до 80 млн. грн. И нельзя говорить, что денег на данное направление инвестирования у предприятия не было. По итогам 2010 года чистая прибыль ЗЗФ составила 106,65 млн. грн. (нераспределенная прибыль на конец позапрошлого года — 99,575 млн. грн.) Но на акционерном собрании Запорожского ЗФ, состоявшемся в апреле 2011-го, эти средства решено было использовать другим образом. 94,24 млн. грн. из указанной суммы были направлены… на выплату дивидендов оффшорным структурам группы "Приват".
После этого руководство ЗЗФ начало выдвигать требования к госорганам, включая НКРЭ, по возврату заводу 1 класса потребления электроэнергии на том лишь основании, что по новым расценкам на э/э завод не мог рентабельно работать. Летом прошлого года по данному вопросу были даже проведены парламентские слушания в профильном комитете Верховной Рады. Руководство Запорожского ЗФ тогда впервые на официальном уровне заговорило о желаемости прямых договоров с производителями э/э, минуя посредника в виде оптового рынка электроэнергии.
Параллельно с этим давление на власть оказывалось и через выступления/митинги, а затем — и массовые увольнения рабочих с ЗЗФ. В 2011 году предприятие уволило свыше тысячи сотрудников, сократив численность трудового коллектива до примерно 2200 человек. Мотив — высокие тарифы на э/э и "засилье импорта" ферросплавов делает работу завода убыточной. (По итогам 2011-го завод и в самом деле зафиксировал чистый убыток в размере 758,92 млн. грн., уменьшив объемы производства на 29,2% относительно результата-2010, до 210,2 тыс. тонн ферросплавов). В нынешнем году, кстати, использование "человеческого фактора" не прекращалось. Летом озвучивались планы о том, что к 15 октября с Запорожского ЗФ могут уволить еще 1400 человек, что будет означать технологическую остановку предприятия…
Льготные перспективы Кабмина
Схожей тактики придерживались и другие ферросплавные предприятия "Привата". На Стахановском ЗФ, к примеру, грозились остановить в сентябре 50% производственных мощностей "из-за дорогой электроэнергии". Все это иллюстрировалось расчетами и выкладками о том, насколько дороже э/э обходится украинским ферросплавщикам в сравнении с их иностранными коллегами-конкурентами. И выдвигалось требование — установить для ферросплавщиков "внеклассовый"/исключительный тариф на уровне $60 за 1 МВт-ч, что даже ниже расценок по 1 классу потребления э/э. Помимо представителей заводов активное участие в процессе принимал и глава Запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко. Ему по должности пришлось лоббировать интересы "электрометаллургов"; как-никак, а большинство таковых осуществляет деятельность в руководимой им области…
Контрдоводы другой стороны этого конфликта интересов — энергетиков — о том, что предусмотренный в законодательстве порядок ценообразования на электроэнергию для промышленности каких-либо исключений для отдельных предприятий не предусматривает, либо замалчивались, либо подавлялись массированной PR-кампанией в СМИ. И последняя, надо признать, своей цели все же достигла. Кабмин, как видим, согласился создать комиссию для рассмотрения проблем "электрометаллургов". "В преддверии парламентских выборов правительству меньше всего нужны проявления организованного недовольства со стороны нескольких тысяч работников ферросплавных заводов", — рассуждали инвестиционные аналитики еще до принятия "комиссионного" решения Кабмина.
Каким будет содержание меморандума, который поручено подготовить комиссии Хорошковского, догадаться не трудно. В кризисные годы правительство уже практиковало схожие соглашения с владельцами горно-металлургических активов страны. В обмен на льготные тарифы в части железнодорожных перевозок или поставок электроэнергии, хозяева украинского ГМК соглашались выполнять соцобязательства на своих заводах и комбинатах. Будучи первоначально подписанным на последний квартал 2008 года тот прецедентный меморандум затем периодически продлевали. Документ действовал весь 2009 год и первую половину 2010-го. От этой "формы взаимопонимания" решено было отказаться лишь под влиянием угрозы введения протекционистских защитных мер в отношении украинской металлопродукции на внешних рынках.
Изюминкой нынешнего "подотраслевого меморандума" (электрометаллургические предприятия — лишь малая часть ГМК; об этом свидетельствуют и данные по вкладу в формирование национального ВВП: 1% в случае с только лишь ферросплавными заводами и порядка 25% по всему комплексу) могут стать, однако, не одни лишь соцобязательства группы "Приват" перед работниками своих активов. Накануне создания означенной комиссии премьер-министр Николай Азаров недвусмысленно заявил, что намерен увидеть данные аудита по выполнению инвестиционных обязательств "собственниками украинской электрометаллургии". И пообещал: если результат будет неудовлетворительным, то не исключено возвращение заводов в государственную собственность. Тем паче, что прецедент реприватизации в "украинской электрометаллургии" уже существует — не так давно органы прокуратуры через суд вернули государству 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината. Контролировавшая предприятие до того российская группа "Русал" Олега Дерипаски была уличена как раз в игнорировании взятых ранее инвестобязательств (если не в полном развале комбината)…
Можно не сомневаться, представители Игоря Коломойского впишут в текст проекта меморандума "правильные формулировки" насчет обязательств собственника взамен на льготные расценки по э/э для ферросплавных заводов. Не исключено и то, что в Кабмине сочтут приемлемым поверить в них; предвыборный период налагает на ситуацию свои особенности. Интереснее будет иное — если вслед за ферросплавщиками свои преференции пожелают обрести и собственно металлурги. Аргументы к этому, в виде убытков от спада на экспортных рынках стали, у них тоже найдутся. Хотя хватит и простого: "почему им, ферросплавщикам, можно, а нам нельзя?!" Хотелось бы думать, что в Кабмине отдают себе отчет о целесообразности "ферросплавного запуска" такой "льготной перспективы" в далеко не самый успешный для национальной экономики период…