Fitch: Принудительная реструктуризация долга "Нафтогаза" не повлияет на суверенный дефолт

Fitch Ratings заявляет, что не будет рассматривать принудительную реструктуризацию долга НАК "Нафтогаз Украины" как событие суверенного дефолта, хотя агентство признает, что в этом случае возможны негативные последствия для настроений инвесторов

рейтинговое агентство Fitch Ratings заявляет, что не будет рассматривать принудительную реструктуризацию долга государственной энергетической компании НАК "Нафтогаз Украины" ("CC"/Rating Watch "Негативный") как событие суверенного дефолта, хотя агентство признает, что в этом случае возможны негативные последствия для настроений инвесторов по отношению к стране. Об этом говорится в сообщении агентства.

Долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Украины в иностранной и национальной валюте находятся на уровне "B" с "Негативным" прогнозом.

"Проведенные 5 августа правительством Украины выплаты по еврооблигациям в размере 0,5 млрд долл. указывают на то, что способность и готовность обслуживать государственный долг в настоящее время сохраняется, чему способствует финансовая помощь от МВФ", – отмечает директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам Эндрю Кохун.

"Однако кредитоспособность Украины остается под давлением ввиду сохраняющегося влияния серьезного экономического и финансового кризиса и в связи с неопределенностью относительно способности властей придерживаться программы, реализуемой при поддержке МВФ, в преддверии президентских выборов, запланированных на январь 2010 г.", – добавляет Кохун.

30 июля с. г. аналитическая группа Fitch по корпоративным эмитентам понизила долгосрочный РДЭ "Нафтогаза" в иностранной валюте до уровня "CC"/Rating Watch "Негативный" ввиду усиления вероятности принудительного обмена долговых обязательств компанией вслед за решением правительства страны от 22 июля, позволяющим "Нафтогазу" проводить реструктуризацию своих долгов.

Суверенные рейтинги остаются под негативным давлением в связи с воздействием серьезной рецессии (ВВП снизился на 20% в 1 кв. 2009 г.) и риском углубления валютного и финансового кризиса в стране. МВФ предоставил Украине еще 3,3 млрд долл. 31 июля, которые в полном объеме доступны для бюджетного финансирования, и существенно увеличил предельный уровень бюджетного дефицита Украины по программе до 6% ВВП, или 8,6% с учетом дефицита "Нафтогаза" (отражая экономическую реальность квазибюджетной роли компании в украинской экономике).

В то же время у Fitch продолжает вызывать озабоченность тот факт, что давление, связанное с предстоящими президентскими выборами, может обусловить дальнейший крен в сторону популистских бюджетных расходов, что способно увеличить риски для экономической и финансовой стабильности и, возможно, негативно сказаться на программе МВФ, приведя к задержке дальнейших траншей поддержки (Украина должна получить в рамках программы еще приблизительно 5,5 млрд долл.). Украине также предстоят выплаты по еврооблигациям на сумму 768 млн швейцарских франков (около 0,7 млрд долл.), срок погашения которых наступает в сентябре 2009 г. Затем следует перерыв до марта 2011 г., когда наступает срок погашения по еврооблигациям на сумму 0,6 млрд долл.

Государственные валютные резервы Украины увеличились до 29,6 млрд долл. в июле 2009 г. с 27,3 млрд долл. на конец июня, отражая средства от МВФ. Центральный банк израсходовал 1,1 млрд долл. на поддержку гривны в июле, что выше 0,7 млрд долл. в июне. Ослабление гривны относительно доллара с конца июня составило 3,4% (до 7,98 грн/долл.). С учетом поддержки от МВФ в размере 10,9 млрд долл. уже предоставленной к концу июля, резервы за вычетом средств МВФ на конец июля могли составлять около 18,7 млрд долл.

Согласованный с МВФ нижний предел чистых резервов Украины установлен на уровне 16,6 млрд долл. на конец сентября, что указывает на то, что валютные возможности для маневра у властей являются достаточно умеренными, хотя МВФ может на свое усмотрение пересмотреть нижний предел резервов в сторону понижения. Украина должна получить 1,7 млрд долл. в качестве помощи от ЕС и международных финансовых организаций для финансирования инвестиций в газовый сектор (приблизительно 0,8 млрд долл. из которых должны поступить в 2009 г.), что также должно обеспечить увеличение чистых резервов.