Как АМКУ предлагает навести порядок на рынке лотерей

Как АМКУ предлагает навести порядок на рынке лотерей
АМКУ представило результаты исследования рынка лотерей, которые готовили почти полгода. В обзоре выделены аспекты, которые должны учесть законодатели, чтобы вывести эту сферу из тени
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В четверг, 1 февраля, в АМКУ представили результаты исследования рынка лотерей в Украине и примеры, как функционирует соответствующая отрасль за рубежом. Результаты исследования будут носить рекомендательный характер.

Данное исследование было проведено после реакции АМКУ на предложение Министерства финансов относительно лицензионных условий для операторов рынка лотерей.

Напомним, 5 мая 2017 Министерство финансов опубликовало проект Постановления правительства "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей и установлении размера платы за выдачу лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей". Документ вызвал много критики со стороны экспертов, а Антимонопольный комитет после его анализа отправил документ на доработку.

В АМКУ назвали 4 причины того, почему проект Минфина не был согласован: необъективность критериев для желающих получить лицензию, предоставление преимуществ госбанкам, фактическая закрытость рынка для новых участников, правовая неопределенность критерия "безупречная деловая репутация".

Сейчас на рынке лотерей в Украине работают три оператора: УНЛ, М.С.Л. и Патриот. Последние две компании находятся под санкциями (запрет на вывод капитала и т.п.) и функционируют сейчас в ограниченном режиме. Ощадбанк имеет лицензию, но ею не воспользовался. К тому же, как сообщили в АМКУ, Нацбанк готовит распоряжение о запрете банкам заниматься лотереями.

У всех компаний лицензии закончились еще в 2014 году, но они продолжают работать до принятия новых решений по выдаче лицензий. Собственно, в Кабмине и занимаются подготовкой к этому с начала 2017 года. Параллельно существует требование от МВФ: согласно меморандуму, Украина должна в 2018 году решить вопрос (легализировать) с добычей янтаря и игорным бизнесом.

К тому же в госбюджете-2018 предусмотрено поступление от лотерейного бизнеса 1,9 млрд грн. В Минфине рассчитывали на то, что лицензии приобретут несколько операторов, что маловероятно. Поступления по налогам от трех операторов в последние года составляли всего лишь несколько миллионов евро в год.

Так что в этом году окончательно должна быть внесена определенность с лотереями в Украине. Вот только в АМКУ настаивают, что для этого нужно не только раздать лицензии (по крайней мере, в том виде как предложил Минфин), но и внести изменения в законодательство.

"Нынешние проблемы следует решать внесением изменений в законодательную базу, а потом — на уровне подзаконных актов. Или делать это параллельно", — заявила государственный уполномоченный АМКУ Агия Загребельская после представления отчета об исследовании лотерейного рынка.

По ее словам, законодательство выстроено под конкурентный рынок лотерей (когда работают несколько компаний). Но после принятия лицензионных условий по факту сложится монопольный рынок (будет работать только одна компания — УНЛ). А для такой ситуации должны быть прописаны более строгие условия.

Что предлагает АМКУ

В конце своего 52-страничного доклада Антимонопольный комитет выложил свои предложения к изменению законодательства. Среди них:

- установить четкие требования к участникам рынка лотерей и критерии, которые обеспечат прозрачность их отбора;

- внедрить эффективную систему учета, мониторинга и контроля на рынке лотерей, чтобы достичь социальные и экономические цели;

- урегулировать оборот товаров на смежных рынках, без которых невозможно проводить лотереи;

- ввести эффективные барьеры доступа потребителей на рынок лотереи (место расположения пунктов).

Среди прочего в АМКУ предлагают запустить государственную сертификацию оборудования и программного обеспечения, которое используется операторами лотерей. Также предлагается ограничить места расположения пунктов продажи лотерей, а самим операторам запретить агрессивное продвижение лотерей.

Особо выделили вопрос направления средств от лотереи на социальные нужды (good causes): культуру, образование, спорт, медицину.

По мнению Загребельской, весь рынок лотерей заинтересован в том, чтобы наконец установили честные и прозрачные правила. "Сам рынок уже устал работать в таких условиях. Я думаю, что рынок получит от государства мощный сигнал, что государство готово устанавливать честные правила игры, то все операторы присоединятся к этому процессу и поддержат государство", — отметила уполномоченный АМКУ.

P.S. Результаты исследования рынка лотерей в четверг не были утвержден комиссией из-за отсутствия кворума (были только три члена из пяти), однако утверждение его внесено в повестку дня на заседание, которое состоится через две-три недели.

СПРАВКА

Минфин в проекте постановления среди прочего предложил следующее:

- плата за лицензию для лотереи будет разделяться на одноразовую плату в размере 100 тыс. прожиточных минимумов и ежегодной платы за каждый пункт распространения лотерей (100 прожиточных минимумов для пункта бестиражной лотереи и 10 минимумов для лотереи тото);

- лицензии не смогут получить компании, находящиеся под санкциями (М.С.Л. и "Патриот");

- на госбанки (Ощадбанк, ПриватБанк и УкрЭксимбанк) не будут применяться такие требования, как наличие 10-летнего опыта лотерейной деятельности, занятие исключительно лотерейной деятельностью, внесение платы за лицензию, абсолютная ликвидность, финансовая независимость;

- ограничен максимальный размер призового фонда, ограничены места расположения пунктов лотерей…

- Минфин может отстранять от исполнения обязанностей и проводить служебные расследования в отношении должностных лиц лицензиатов.