Как обезопасить себя от банкротства авиакомпании

Кризис, вызванный банкротством авиакомпании Wind Jet, постепенно разрешается. Мы попытались выяснить, может ли гражданин обезопасить себя от подобных ситуаций, связанных с банкротством авиакомпании

Новым перевозчиком на маршрутах, по которым ранее летал итальянский бюджетный перевозчик Wind Jet, стала итальянская авиакомпания New Livingston Spa. Как минимум до окончания летнего сезона она будет возить пассажиров.

Впрочем, New Livingston Spa не считается правопреемником Wind Jet, соответственно, не несет никакой ответственности за обязательства разорившейся авиакомпании. Поэтому по билетам Wind Jet новая авиакомпания возить никого не будет.

За последние полгода Wind Jet стал далеко не первой европейской авиакомпанией, которая прекратила полеты, Так, например, в Испании обанкротился четвертый по величине перевозчик страны Spanair, в Чехии — Czech Connect Airlines, в Венгрии — национальный перевозчик Malev, а в Польше — бюджетная авиакомпания OLT Express. Поэтому многих пассажиров сейчас волнует вопрос — как можно обезопасить себя от перспективы вместо отдыха остаться в аэропорту, тем более что некоторые билеты сейчас покупаются еще за полгода до вылета.

"Мне кажется, что в большей безопасности находятся пассажиры перевозчиков, которые имеют господдержку. Или можно посоветовать им покупать билеты национальных перевозчиков. Представить себе, что обанкротится "Аэрофлот", Air France или Lufthansa, практически невозможно", — рассказал замруководителя авиаотдела туроператора "Асент-Трэвел" Андрей Гугель.

"Можно, конечно, прежде чем покупать билет, залезть в Интернет и почитать новости о финансовом положении компании, но если вы не специалист, вам это ничего не даст", — добавил он.

Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отчасти согласен с таким советом.

"В качестве примера можно привести ту же Alitalia — уже долгое время финансовое положение этой компании вызывает вопросы, но благодаря господдержке перевозчик продолжает функционировать", — сказал он.

Тем не менее, история знает немало случаев и банкротств национальных перевозчиков. В Венгрии в этом году обанкротился Malev, история которого насчитывала 66 лет. В Бельгии в 2001 году остановила полеты национальная авиакомпании Sabena, которая работала с 1923 года (на ее основе впоследствии был создан Brussels Airlines). А, например, швейцарский перевозчик Swiss International Air Lines в 2002 году был создан на "обломках" обанкротившегося Swissair.

"Нынешние бюджетные европейские авиакомпании привели к тому, что практически все европейские маршруты традиционных перевозчиков стали убыточными, — говорит Алексей Синицкий. — Они получают прибыль только благодаря дальним направлениям. Поэтому гарантии, что вот этот перевозчик никогда не обанкротится, вам не даст никто".

Эксперт считает, что относительно спокойно себя могут чувствовать лишь организованные туристы, которые покупают билеты в пакете у туроператора. "В этом случае туркомпания несет ответственность за своих туристов, она обязана их доставить на место и вернуть назад. Но тут возникает другой вопрос — как получить гарантию, что не обанкротится туроператор?" — пояснил Синицкий.

Заместитель генерального директора туроператора "Джет Трэвел" Максим Приставко считает, что первый признак, который должен насторожить туриста при выборе авиакомпании, — это низкие цены. "Всем известно, что финансово неустойчивые банки предлагают высокий процент, а у самых надежных швейцарских банков — очень низкие ставки. Тут наоборот — если перевозчик начинает сыпать спецпредложениями, снижать цены, повод задуматься", — сказал он.

Поэтому, заключают эксперты, человек, который покупает дешевые билеты, должен сразу учитывать, что "что-то может произойти".