Как скажется "офшорный скандал" на продаже Roshen

Инвестаналитики полагают, что перевод активов Roshen в офшор не усложнит, а наоборот, упростит продажу кондитерского бизнеса Петра Порошенко. Ведь юридическая структура холдинга теперь соответствует общепринятой для иностранных инвесторов практике покупки активов в странах с несовершенным законодательством

Последние пару дней мировая и украинская общественность активно обсуждает огромный "офшорный скандал", получивший название Panama Papers. В Украине она больше всего коснулась президента Петра Порошенко, открывшего в офшорах три фирмы для передачи активов кондитерской корпорации Roshen в так называемый "спепой траст".

"Дорогой Порошенко "слепой траст" существует только в его фантазиях. В реальной жизни президент создал компанию в офшорной зоне на Британских Виргинских островах, куда вывел активы Roshen, чтобы не платить в Украине налоги с продаж", — обвинили президента Порошенко журналисты "Слідство.Інфо" с "Громадського".

Вчера вечером свои объяснения опубликовала юркомпания Avellum(предоставляла регистратору в офшоре письмо о благонадежности Порошенко), которая заверила, что "слепой траст" уже создан.

Юристы объяснили создание компаний в иностранной юрисдикции "единственным возможным путем для передачи активов в управление авторитетной международной трастовой структуре". А отсутствие информации в декларации о доходах Порошенко в Avellum пояснили тем, что уставные фонды иностранных компаний не оплачивались, акции номинальной стоимости не имели, и поэтому не подлежали декларированию по украинскому законодательству.

В инвестиционной группе ICU, работающей над организацией продажи президентских активов, также заявляли о том, что создание офшоров — единственный способ передачи активов в "слепой траст" или их дальнейшей продажи.

"На сегодняшний день вся корпоративная собственность Президента уже находится в фонде, который управляется другим фондом, который находится на территории Украины и управляется независимой КУА. Из-за того, что это максимально близкая к трасту концепция в украинском законодательстве и она недостаточно понятна мировому сообществу, была создана дополнительная структура в соответствии с мировыми практиками", — пояснил Delo.UA управляющий партнер ICU Макар Пасенюк.

Опрошенные инвестаналитики также склоны считать, что скандал вокруг Порошенко и Panama Papers не усложнит потенциальною продажу крупнейшего производителя сладостей в Украине.

"Не усложнит, а упростит. Поскольку юридическая структура холдинга теперь соответствует общепринятой и приемлемой для иностранных инвесторов практике покупки активов в странах с несовершенным законодательством. Такой структурой, кстати, пользуются практически все наши публичные компании, акции которых торгуются на иностранных фондовых биржах", — комментирует Delo.UA Андрей Патиота, старший аналитик инвестиционной группы "АРТ Капитал".

Схожая позиция и у руководителя департамента аналитики Александра Паращия, руководителя аналитического департамента Concorde Capital.

"Потенциальные инвесторы в первую очередь изучают генерирующие прибыль активы, а также связанные с ними операционные и юридические риски. То, что была предана гласности вся цепочка владения активами Roshen, никак не меняет риски потенциальной сделки", — отмечает аналитик.

Если с юридической точки зрения все более-менее понятно, то остается главный вопрос — есть ли вообще на данный момент желающие приобрести кондитерский бизнес Порошенко.

По словам Макара Пасенюка, ни одного реального предложения по покупке Roshen не поступало.

"Оценить актив в связи с курсовыми изменениями и изменениями объемов потребления трудно. И кто бы его ни купил, он его купит у президента страны. Брать на себя риски, которые потенциально сложно оправдать перед акционерами, никто не готов. Вбросы, что Nestle предложила цену, не соответствует действительности", — комментирует Пасенюк.

Напомним, речь идет о том, что швейцарская компания Nestle якобы готова была выложить за Roshen $1 млрд, но президент Порошенко оценил свою корпорацию в $3 млрд.

Инвестаналитки полагают, что невозможность продать Roshen связана скорее не с отсутствием предложений как таковых, а скорее с той суммой, которую потенциальные инвесторы готовы выложить за актив.

"Все зависит от цены, которая, в свою очередь, учитывает все риски и перспективы с точки зрения потенциального инвестора. Возможно, лучшую цену для Roshen могут предложить российские инвесторы, которые более толерантны к рискам Украины. Но, очевидно, продажа россиянам невозможна по политическим соображениям. Поскольку президентом было принято решение не продавать активы, "сложившаяся" цена его очевидно не устраивает", — полагает Александр Паращий.

Согласен и Андрей Патиота. "Такие активы, учитывая лидирующее положение Roshen на довольно большом рынке в 45 млн человек, всегда интересны. Вопрос исключительно в стоимости", — говорит эксперт.

Достаточно вероятным в сложившейся ситуации выглядит разделение бизнеса Roshen и продажа отдельно российских активов. "На данный момент есть прогресс в переговорах по продаже активов Roshen в России, и возможно, сделка будет завершена в ближайшие несколько месяцев — к сожалению, есть много непредвиденных событий в будущем", — заявляет Пасенюк.

Корпорация Roshen, один из крупнейших в Украине производителей кондитерских изделий, включает в себя Киевскую, Кременчугскую (Полтавская обл.) кондитерские фабрики, две производственные площадки в Винницкой области, масло-молочный комбинат "Бершадь молоко" (Винницкая обл.), две производственные площадки в Липецкой области (РФ), Клайпедскую кондитерскую фабрику (Литва) и фабрику Bonbonetti Choco (Венгрия).