Как создать отказоустойчивую IT-инфраструктуру?

Непрерывность предоставления сервисов становится все более актуальной задачей, например, для банков и операторов связи. О специфике создания отказоустойчивой IT-инфраструктуры "Делу" рассказал представитель компании "Инком" Алексей Севонькин

Вопрос непрерывности сервисов рассматривают, исходя из общеизвестной пирамиды ІТ, которая включает несколько уровней. И только используя комплексный подход, охватывающий необходимые уровни, речь о которых пойдет ниже, можно обеспечить решение задачи доступности наиболее эффективным способом.

Приложения и сервисы

Каждая компания использует собственный уникальный набор программного обеспечения, куда входят: инфраструктурные приложения и сервисы, почта, веб-порталы, различные специализированные программы. На этом уровне важно обеспечить доступность этих ресурсов приложений и сервисов, доступными методами для каждого конкретного приложения или сервиса.

Серверы и системы хранения данных

Компании могут применять как виртуальную серверную инфраструктуру, так и классический вариант физических серверов. На сегодняшний день существует целый ряд технологий достижения отказоустойчивости на уровне программно-аппаратных комплексов серверной инфраструктуры.

Сетевая инфраструктура и сервисы, включая локальные и глобальные сети

Разработано множество различных принципов и архитектур для обеспечения высокой доступности на уровне сетевой инфраструктуры.

Инженерная инфраструктура

Включает целый набор различных подсистем, каждая из которых в итоге влияет на доступность аппаратных средств на уровне сетевой и серверной инфраструктуры: бесперебойное питание, кондиционирование, дизель-генераторные устройства, структурированная кабельная система и прочее.

Роль системного интегратора

В компании "Инком" отмечают, что достичь нужных результатов бесперебойности IT-инфраструктуры можно лишь решая вопрос комплексно, на всех уровнях. Обеспечив высокую доступность только на одном из уровней, заказчик рискует построить "колоса на глиняных ногах". Именно поэтому так важна роль интегратора в построении правильной системы.

"Опыт реализованных работ подтверждает, что любой проект следует начинать сверху вниз, изначально планируя все программные продукты, приложения и сервисы. Только затем, оценив требования программных продуктов, следует приступать к дизайну нижних уровней — серверов и систем хранения, и, наконец, сетевой и инженерной инфраструктуры", — говорит Алексей Севонькин.

Такой подход, во-первых, позволяет обеспечить однозначную поддержку всех бизнес-приложений и услуг, которыми пользуются сотрудники компании. Во-вторых, он дает возможность оценить и запроектировать IT-инфраструктуру с требуемыми показателями надежности и доступности на каждом из уровней в отдельности, а при необходимости — определить общую доступность бизнес-системы для всех уровней.

На отказоустойчивость IT-инфраструктуры в целом влияет много факторов. Если говорить о сетевой инфраструктуре, то необходимо учитывать как доступность отдельных ее компонентов, так и их влияние на систему другого уровня. Речь идет о конкретном сетевом устройстве, модулях, программном обеспечении устройств, каналах связи.

"Следует отметить, что до недавнего времени в процессе реализации проектов построения отказоустойчивой IT-инфраструктуры очень редко проводилась оценка надежности. Однако в последнее время этому критерию начали уделять больше внимания", — говорит Алексей Севонькин.