- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Какие китайские компании хотят сотрудничасть с авиационной промышленностью Украины
В конце прошлого года на ГП "Антонов"показали обновленный вариант самолета АН-132 — АН-132D. Его особенность не только в том, что воздушное судно (ВС) будет производиться на заводе в Саудовской Аравии, но и в том, что оно собрано без единой "русской" детали.
Если раньше украинский авиаконцерн работал преимущественно с российскими производителями комплектующих, то сегодня поставки необходимых узлов и агрегатов идут из 5-6 стран. Причина в том, что в Украине попросту нет мощностей по производству современной авионики, систем жизнеобеспечения и кондиционирования.Также есть сложности с производством ряда двигателей, сертифицированных в Европе и на других приоритетных рынках, по которым украинские предприятия, в том числе и "Мотор Сич", не имеют лицензии на выполнение даже ремонтных работ. И даже лопасти для винтов приходится заказывать у британской Dowty Propellers.
Вместе с тем, самолеты "Антонова" весьма популярны — производитель сотрудничает с 76 странами мира. В 2015 году было подписано соглашение о разработке и производстве самолета Ан-132D в Саудовской Аравии, за последние годы озвучены планы по производству в Азербайджане, открытию новых сервисных центров в Африке и в Индии.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaГлобальная стратегия "Антонова" весьма амбициозна — только по Ан-132D в планах построить 300 самолетов до 2035 года. А ведь есть еще и планы по достройке второго самолета Ан-225 "Мрия" в Китае.
И на фоне необходимости отказаться от российских авиадеталей при сборке украинских самолетов, такое сотрудничество может оказаться перспективным.
Если присмотреться к нашему авиарынку, то окажется, что у коллег из поднебесной, интерес вызывает не только "Антонов". Китайские компании ищут возможности взаимовыгодного сотрудничества и в научной сфере, и в сфере перевозок. Так, технологическая компания Huawei изучает возможность открытия в Украине исследовательского центра с упором на авиационную отрасль. С этой целью делегаты компании посетили Национальный авиационный университет и еще несколько вузов в других городах-миллионниках. А харьковский "ФЭД", производящий оборудование и для авиационно-космической отрасли, рассматривает возможность создания совместного авиационного кластера с китайскими предприятиями.
Но с другой стороны: какие китайские компании могут быть интересны Украине в качестве стратегического партнера?
Заявления о сотрудничестве с Украиной уже прозвучали со стороны "Beijing A-Star Science&Technology Company". Эта компания выразила желание купить два транспортных Ан-178 в Украине и впоследствии наладить их серийное производство в Китае. Планы серьезные, но вот о компании широкого упоминания в сети практически нет. Напротив, существуют сомнения в ее финансовых возможностях, а единственное, что о ней известно — компания занимается производством широкого профиля специализированных материалов, в том числе для военной индустрии.
В конце декабря прошлого года появилась информация о том, что китайская Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd планирует наладить совместное производство двигателей по украинской лицензии на собственных мощностях. Стоит отметить, что рыночная стоимость материнской компании Xinwei Group в 2015 году составила более 180 млрд юаней (около $27 млрд). А в начале февраля стало известно, что "Мотор Сич" станет поставщиком двигателей для нового китайско-российского тяжелого вертолета.
Роль "темной лошадки" на рынке авиастроения смело можно отвести Xi"an Yuanchuang Magnetic Power Co. Ltd New Era Aviation. Это международная промышленная корпорация с головным офисом в г. Сиань и производственными мощностями в промышленной зоне развития Луянху (Китай, пров. Шэньси), основанная в 2001 году. В отличие от большинства китайских компаний, так или иначе представленных в авиаотрасли, информации о New Era Aviation гораздо больше. Она даже имеет официальное представительство в Украине в лице дочернего предприятия "Украинская авиационная промышленная группа" (UAIG) и украиноязычный сайт. На сегодняшний день компания провела ряд переговоров на правительственном уровне, а украинские авиаторы посетили мощности предприятия в Китае. У New Era Aviation есть лицензии на производство вертолетов, беспилотников, пассажирских и транспортных самолетов, и уставной капитал в 500 млн юаней (около $80 млн). Примечательно, что компания вошла в проект развития авиастроения Тринадцатой Пятилетки Экономического Развития КНР, что гарантирует ей государственную поддержку.
Еще один возможный партнер "Антонова" — гонконгская Aerospace Industry Corporation of China (AICC). В ее планах — долгосрочное сотрудничество, которое предусматривает уже упоминавшуюся достройку второго экземпляра самолета Ан-225 "Мрия". В дальнейшем не исключается совместное серийное производство Ан-225 в Китае по лицензии украинского производителя. Но такие планы вызывают скепсис у экспертов. Кроме того, в деятельности компании есть ряд несоответствий. Во-первых, декларируемая дата создания не совпадает с фактической на два года — похоже компанию намерено пытались сделать "старше". Во-вторых, по данным китайских СМИ, уставной фонд AICC составляет всего лишь 10 тыс. гонкогских долларов, а не 500 млн, заявленных ранее на официальном сайте. Однако "Антонов" не отказался от своих планов и продолжает анонсировать работу по совместным проектам.
Экономическая мощь КНР вполне может обеспечить создание собственного авиационного кластера в этой стране. Однако для этого нужны опыт и технологические наработки, которые может предоставить украинская сторона. Главное, чтобы условия были выгодны обеим сторонам.