Коломойский рвется к «МАУ»

Структуры, близкие к «Привату», пытаются войти в акционерный капитал крупнейшего авиаперевозчика —компании «МАУ»

Группа «Приват» Игоря Коломойского пытается получить рычаги влияния на крупнейшую отечественную авиакомпанию — «Международные авиалинии Украины» («МАУ»). На прошлой неделе подконтрольная структурам бизнесмена «Днипроавиа» обратилась в Фонд государственного имущества с требованием продать на открытом аукционе 6% акций «МАУ». Речь идет о пакете, который принадлежал самому перевозчику, однако в этом месяце был продан компании Capital Investment Project. Собственники последней не разглашаются.

Некоторые источники связывают ее с именем бывшего совладельца «АэроСвита» Арона Майберга. Тем не менее сам Майберг эту информацию «ДЕЛУ» не подтвердил. Интерес «Привата» к «МАУ» вполне понятен. Это единственная крупная украинская авиакомпания, которая не подконтрольна «Привату».

Эксперты считают, что требование подконтрольной «Привату» компании не логично: «Днипроавиа» не является акционером «МАУ» и в данном случае не имеет законных оснований требовать от ФГИ продать долю перевозчика через аукцион. Тем не менее интерес «Привата» к «МАУ» вполне понятен. «Международные авиалинии Украины» — сегодня единственная крупная украинская авиакомпания, которая не подконтрольна «Привату». И попытка Коломойского стать акционером перевозчика — это не что иное, как стремление монополизировать отечественный рынок авиаперевозок», — поясняет Александр Кава, директор центра экономического и политического анализа.

История покорения неба

Сегодня группа «Приват» контролирует три украинских авиакомпании: «Днипроавиа», «Донбассаэро» и «АэроСвит». Активно усиливать свои позиции на рынке авиаперевозок в Украине группа начала в прошлом году. В частности, как сообщало «ДЕЛО», в конце августа 2009-го приватизационный конкурс по продаже 94,6% акций «Днипроавиа» выиграла «Галтера». Как сообщил тогда источник в ФГИ, победитель конкурса — компания, подконтрольная «Привату». Пакет акций обошелся «Галтере» в 59 млн. грн. «Эта сумма была указана в пакете документов компании и несколько превышала стартовую стоимость — 58,4 млн. грн.», — прокомментировала пресс-секретарь ФГИ Нина Яворская. Необходимо также отметить, что «Галтера» была единственным претендентом на акции «Днипроавиа».

Контрольный пакет акций «АэроСвита» Игорь Коломойский сконцентрировал в конце ноября того же 2009 года. Структурам, подконтрольным «Привату», удалось выкупить ценные бумаги у Арона Майберга, который на тот момент владел вместе с Григорием Гуртовым 38% акций перевозчика через голландскую компанию Gilward Investments B. V. В результате сделки Игорь Коломойский с учетом уже имевшихся на тот момент у него ценных бумаг «АэроСвита» получил в собственность около 52% акций перевозчика.

К тому же, кроме «АэроСвита», сделка позволила бизнесмену получить контроль над «Донбассаэро»: почти 75% акций последней принадлежит именно «АэроСвиту». Всего на долю подконтрольных Игорю Коломойскому авиакомпаний приходится примерно 48,5% рынка внутренних перевозок.

Стремление к монополии

Если предположить, что собственнику «Привата» удастся установить контроль еще и над «МАУ», то доля его компаний на рынке составит около 80%.

К тому же требование провести аукцион по продаже ценных бумаг «МАУ» может быть попыткой повлиять на оперативную деятельность компании. В частности вполне вероятно, что «Приват» через суды попытается блокировать собрание акционеров «МАУ», обосновывая свои действия желанием добиться прозрачной продажи 6% акций, которые были куплены компанией Capital Investment Project.


 ЗАО «Международные авиалинии Украины» («МАУ») — крупнейший пассажирский авиаперевозчик в Украине. Предоставляет услуги по пассажирским и грузовым перевозкам. Компания основана в 1992 году как совместное закрытое акционерное предприятие. Акционеры — Фонд государственного имущества Украины (61,6% акций), Austrian Airlines (22,5%), Европейский банк реконструкции и развития (9,9%).