Кризис и лизинг подымут украинский авиапром

В условиях острого дефицита денег отечественный авиапром получил шанс составить конкуренцию крупным мировым производителям

снижения расходов на самолетное топливо японская авиакомпания JAL пошла на экстраординарные меры, отрезав по одному сантиметру ото всех столовых приборов с целью уменьшения их веса. Инициатива японцев имеет смысл: когда речь идет о "Боинге", вмещающем до 400 пассажиров, которых нужно два-три раза кормить в полете, снижение веса столовых приборов только на один рейс составляет несколько килограммов. А если подсчитать, сколько топлива можно сэкономить за год, получится значительная сумма в денежном выражении.

Сегодня мыслями о снижении издержек заняты головы менеджеров всех мировых авиакомпаний. Им не до инвестиций в развитие, ведь, по прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), суммарная выручка работающих в отрасли компаний в текущем году снизится на $80 млрд. Однако именно в таких сложных условиях украинскому авиапрому удалось совершить прорыв и стать более заметным на мировом рынке.

Читайте также: Чартерные перевозки: обвал рынка>>>

Небесная экономика

Благодаря ежегодной международной авиавыставке в Ле Бурже (Франция) Украина может получить заказов более чем на миллиард долларов. Сначала руководству АНТК им. Антонова удалось поставить подписи под контрактом на производство 30 самолетов Ан-148 для российского "Атлант-Союза". Затем были подписаны договоры с британцами и французами о сотрудничестве по созданию новых авиалайнеров. Очень весомым и перспективным является также запланированное подписание с ВВС Индии контракта, предусматривающего модернизацию и ремонт парка Ан-32 на $400 млн.

Но повод открывать шампанское есть не только у антоновцев. Крупнейший за все годы независимости контракт получил киевский завод "Авиант". Предприятие не только примет участие в совместном с АНТК им. Антонова строительстве 30 региональных пассажирских самолетов Ан-148 по заказу "Атлант-Союза", но и самостоятельно соберет десять самолетов для российских заказчиков. Для сравнения: пребывающее на грани банкротства киевское предприятие за последние двадцать лет построило всего лишь пять авиалайнеров.

Украинские самолеты значительно дешевле иностранных, однако в докризисные времена ни отечественные, ни российские авиакомпании не хотели на них летать, отдавая предпочтение аэробусам и "боингам". На первый взгляд, существенная разница в ценах позволяет нашим самолетам конкурировать: Ан-148 стоит от $15-17 млн, тогда как Boeing-737 - $44-74 млн, Boeing-747 - $198-228 млн. Однако большинство западной техники приобретается по лизинговым схемам, что значительно ее удешевляет. К тому же многие авиакомпании берут в аренду "бэушные" самолеты, которые стоят в семь раз дешевле новых образцов. Основной же проблемой отечественных лайнеров до недавнего времени являлось то, что их надо было покупать, вопреки тому, что именно операционный лизинг сейчас является самой распространенной и оптимальной схемой приобретения самолетов в практике авиакомпаний. В случае с отечественными авиаперевозчиками - это фактически единственная возможность пополнить свой парк.

Теперь, когда лизинг стал возможен и в отношении отечественной продукции, а дефицит средств заставил потуже затянуть пояса, такие авиакомпании, как "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и "АэроСвит", обратили свое внимание на самолеты украинского производства. Так, в начале июня АНТК им. Антонова и "АэроСвит" подписали меморандум, предусматривающий поставку на условиях лизинга десяти самолетов Ан-148 и Ан-158. Эти же авиалайнеры будут поставляться и для МАУ. В настоящее время компания "Лизингтехтранс" заказала шесть самолетов, четыре из них уже проплачены на сумму 500 млн грн. Упоминаемый выше "российский контракт" также стал возможным благодаря лизинговому посредничеству компании "Ильюшин Финанс Ко." (Россия).

В ИК Astrum прогнозируют, что в 2009-2013 годах будет построено 123 самолета Ан-148, поскольку возможность эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах и на 15-20% меньшая цена по сравнению с аналогами делает его конкурентоспособным в странах СНГ и на африканском рынке.

Читайте также: Украина хочет вернуть Россию в совместное производство Ан-70>>>

Как купить самолет?

Прежде чем приступить к сборке авиалайнера, компания-производитель должна получить предоплату от заказчика. По мере производства воздушного судна работает схема поэтапного финансирования процесса. И лишь когда самолет уже полностью готов, заказчик выплачивает последний "транш" и получает его в пользование.

Покупка самолета - это огромные деньги, вынуть которые из оборота без негативных последствий для многих авиакомпаний попросту нереально. К тому же процесс строительства занимает много времени и приходится очень долго ждать, когда потраченные средства начнут возвращаться в виде прибыли. Кроме того, купленный за рубежом лайнер, как и автомобиль, необходимо сначала растаможить, что приводит к его удорожанию в среднем на 20%. Поэтому позволить себе покупку авиалайнера могут только очень богатые компании. Отечественные же авиакомпании, как и большинство авиаперевозчиков в мире, использует схему операционного лизинга. Ее главным преимуществом является то, что компания покупает уже готовый лайнер (как новый, так и бывший в употреблении) и тратит на это значительно меньше денег. К тому же приобретенный по лизингу самолет можно вернуть по истечении срока договора, тогда как начавшую устаревать собственную технику необходимо куда-то девать.

Схема покупки авиакомпанией самолетов в лизинг выглядит следующим образом: лизинговая компания приобретает на авиазаводе самолеты и передает их в аренду авиаторам, которые выплачивают ежемесячную лизинговую ставку в размере 1% стоимости самолета плюс банковский процент (обычно не выше 5%). Для украинских и российских авиаперевозчиков это наиболее распространенный путь получения западных самолетов.

Сейчас только в Европе действуют 14 крупных компаний, сдающих самолеты в аренду, среди которых крупнейшими являются ILFC и германская GECAS с оборотом в миллиарды долларов. Такой практикой приобретения самолетов не пренебрегают даже такие мощные авиакомпании, как американская Delta, где число лизинговых самолетов превышает 10% авиапарка.

Пока авторитетные мировые производители самолетов тратили миллиарды долларов на разработку таких сверхвместительных воздушных судов, как аэробус A380 (от 555 мест в разной комплектации), снижение пассажиропотока сделало более экономически выгодной эксплуатацию воздушных судов вместимостью 75-110 пассажиров. Поскольку к этому классу относится и Ан-148, получается, что мировой кризис дал шанс украинскому авиапрому завоевать свое место под солнцем. Так что пристегните ремни - в отрасли намечается взлет.

Игорь Гошовский