Кризис — не помеха: ТОП-5 компаний, которые демонстрировали рост на карантине

Кризис — не помеха: ТОП-5 компаний, которые демонстрировали рост на карантине
В здоровой динамичной экономике провал бизнеса чаще всего означает победу его конкурента. Кто-то теряет, кто-то находит, потерявший собирается силами и готовится к новому рывку

Во времена кризиса теряют почти все. Даже большие крепкие компании с востребованным продуктом часто выходят из кризисного пике с большими потерями. Но есть и исключения. Кто-то находит в себе силы, а, главное, смелость бороться с течением и выходит из кризиса с приобретениями.

В предыдущих материалах в рамках спецпроекта "Переход в обновленную реальность" мы разбирали, как украинские бизнесмены справлялись с последствиями, которые вызвала пандемия коронавируса и введенные карантинные ограничения. Как они резали расходы, как решали сложные задачи по нахождению компромиссов с сотрудниками, как искали новые рынки и находили новые применения своим компетенциям.

Delo.ua в поисках интересных рецептов опросила десятки собственников бизнесов и топ-менеджеров. Теперь же мы расскажем, как лучшие из них не просто удержались на плаву, а и вышли из перипетий в состоянии роста.

TECHIIA. Искусство подчинять тренды

С началом пандемии и глобального карантина мгновенно изменилась индустрия ивентов и развлечений. В начале весны миллионы фанов во всем мире смирились с тем, что смогут увидеть выступление любимых исполнителей разве что в соцсетях. Киноманы настроились на повторный просмотр старых добрых фильмов, а спортивным болельщикам и вовсе пришлось расстаться с любимыми командами на неопределенное время. И только киберспорт с каждым днем карантина наращивал миллионы новых фанатов во всех странах мира.

"Мы увидели зарождающийся тренд — киберспорт может остаться единственным массовым видом спорта в мире. И еще до объявления официального карантина в Украине мы отправили всю команду на "удаленку" и переформатировали команду WePlay! Esports исключительно под онлайн-турниры, — рассказывает Олег Крот, управляющий партнер холдинга TECHIIA, куда входит киберспортивная компания WePlay! Esports. — За неделю в марте мы сделали большой международный благотворительный турнир. С того времени мы ежемесячно проводим международные онлайн-турниры в трех разных киберспортивных дисциплинах. И каждый турнир собирает новое рекордное число зрителей".

Студия трансляции турнира WePlay! VALORANT Invitational — четвертый успешный онлайн проект WePlay! Esports (часть холдинга TECHIIA) после начала пандемии

Стоит отметить, что создание холдинга TECHIIA произошло не так давно, немногим более года назад. И карантинные реалии изменили ранее заготовленные планы по развитию объединенного бизнеса.  Например, тот же скачок популярности киберспорта ускорил развитие компании WePlay! Esports. Но из-за карантина в мире закрылись сотни компьютерных клубов — клиентов другой компании холдинга — Enestech. Она предоставляет клубам по подписке Senet — программное решение для управления парком компьютеров.

"Еще один тренд — помощь малому бизнесу. В разных странах это делает государство, потребители, иногда крупный бизнес. Компьютерные клубы — это малый бизнес, и мы решили ему помочь. Прекратили списание средств за пользование Senet на время карантина", — добавляет Олег Крот.

Сейчас многие клубы возобновили работу, а в Enestech научились монетизировать так называемую freeware модель использования сервиса Senet. Теперь уже с двумя вариантами использования Senet компания выходит на новые рынки Азии и формирует команды под эти задачи. Основатели TECHIIA уверяют, что такой гибкости и скорости трансформации их компании научились во время переформатирования бизнесов в холдинг.

У правляющий партнер холдинга TECHIIA Олег Крот: "Мы поддержали наших партнеров в период карантина и нашли возможность по-новому монетизировать наши продукты"

"Объединение разных бизнесов в холдинг с понятной прозрачной структурой — это был сложный процесс юридической, финансовой и управленческой трансформации. Такой опыт помог TECHIIA не просто устоять в первой половине 2020 года, но и воспользоваться возможностями кризиса для масштабирования и старта новых проектов во втором полугодии", — резюмирует Олег Крот.

Академия ШАГ. Захват новых рынков

Компьютерная академия ШАГ смогла избежать трудностей при переходе в онлайн-обучение. Сказывается то, что все-таки преподаватели — айтишники, и они хорошо владеют необходимыми технологиями.

Перед академией стояли две основные угрозы: падение качества преподавания и сокращение доходов. По словам основателя ШАГа Дмитрия Корчевского, им удалось сохранить качество на нужном уровне и заодно улучшить посещаемость. А это, как хорошо теперь известно многим, кто занимается сам или у кого учатся дети во время карантина, далеко не каждому оказалось под силу.

Со снятием части карантинных ограничений, ШАГ перешел на гибридную форму и готов вернуться при необходимости к удаленной, хотя сам Корчевский предпочитает классические форматы обучения: "Онлайн займет более прочное место в нашей жизни. Мы всегда были офлайн, но я вижу, что мы изменим свои принципы и введем онлайн-продукты. Я очень не люблю онлайн. Офлайн — настоящий. Он лучше. Реальный мир лучше виртуального. Но выхода нет".

Ситуацию с доходами удается удерживать на хорошем уровне. Корчевский гордится, что старые контракты никто не разрывает, несмотря на непростую ситуацию в экономике.

И, пока конкуренты не опомнились, он разворачивает целую сеть новых школ по всей стране. Сейчас в ШАГе есть 4 вуза, профессиональные курсы и две средние школы. Но готовится открытие еще восьми, для которых сейчас идет набор кадров.

Несмотря на кризис, компьютерная академия "Шаг" не остановила процесс запуска восьми новых школ. Фото: Facebook-страница академии

Впрочем, такая стратегия — фирменная визитка Корчевского. Когда на карантин были закрыты отели, он сразу же затеял в своей гостинице реконструкцию и стал достраивать запланированный ранее этаж.

"Новая почта". Улучшение каждый день

С первого взгляда, почтовым операторам в карантин повезло. Их не закрывали ни на один день. Однако это совсем не означает, что им ничего не угрожало. Разрыв устоявшихся транспортных цепочек, удорожание логистики, серьезные ограничения по организации работы отделений — рост издержек по всем фронтам может быстро привести к закрытию компании, особенно на конкурентном рынке.

"Новую почту" выручила их стратегия постоянного улучшения. В компании анализируют буквально каждый шаг сотрудника и клиента и бьются за экономию каждой калории.

"Мы постоянно внедряем новшества, обновляем программное обеспечение и протоколы работы. Так было и до эпидемии коронавируса, так продолжается и сейчас, — говорит Андрей Чепига, директор ИТ-департамента "Новой почты". — Мы постоянно оцениваем, сколько кликов нужно сделать клиенту в приложении, сколько требуется времени в отделении, сколько стоит каждое телодвижение. Мы оптимизируем все, что только можем".

Двукратный рост грузооборота не заставил "Новую почту" увеличить сроки обработки посылок или ухудшить обслуживание. Фото: "Новая почта"

Внедрив точки самообслуживания, возможность оформления посылок из дома или офиса, онлайн-оплату услуг, оптимизировав транспортные потоки, компания смогла сохранить тарифы, отмечают замдиректора "Новая почта глобал" Ольга Володина и директор по развитию сети отделений "Новой почты" Евгений Тафийчук.

Компания успешно справилась с двукратным ростом грузооборота и не уступила его конкурентам — ни частным, ни государственной "Укрпочте".

MoKids. Новая квалификация

Кейс сети детских садов оказался одним из самых сложных. Карантин без всяких исключений на продолжительный период закрыл двери детских садов по всей стране. А вот возможностей для переквалификации у такого бизнеса практически нет — уж больно специфична работа с самыми маленькими детьми.

Образовательные учреждения ринулись в онлайн, кто-то более успешнее, кто-то менее, но для дошкольников онлайн занятия совершенно не подходят.

Выход был найден. К учебному процессу MoKids подключил родителей, находящихся с той же стороны экрана, что и дети.

"Если для нас карантин стал испытанием на прочность бизнеса, то для родителей — испытанием на прочность психики, — говорит директор MoKids Татьяна Деменко. — Дело в том, что ни наши квартиры, ни привычный образ жизни оказались не приспособленными для почти постоянного пребывания дома всей семьей. Особенно, если родители удаленно работают. Если в случае со школьниками их с разной эффективностью могли отвлечь и увлечь их учителя, то маленькие дети остались без внимания. А им тоже нужно общение, да и заниматься и развиваться тоже. Запустив онлайн-обучение совместно с родителями для наших воспитанников, мы убили трех зайцев. Мы и не прервали обучение, мы помогли родителям, не бросив их наедине с проблемами, и, конечно же смогли сохранить нашу команду. Правда это было непросто. Нашим воспитателям пришлось потрудиться".

Закрытие на карантин для частных детских садов означал практически неминуемую смерть. Справиться с ситуацией, а тем более выйти с приобретениями, удалось не всем. Фото: Mo Kids

Воспитатели освоили целый ряд новых для себя навыков, вплоть до создания мультфильмов, и вообще продвинулись в цифровых технологиях.

Cobit-Solutions. Кадры решают все

ИТ-компания Cobit-Solutions прочувствовала все прелести кризиса наравне с прочими украинскими бизнесами. Когда карантинные ограничения стали где-то тормозить, а где-то и просто останавливать работу, финансовые директора сразу же стали брать на карандаш статьи расходов, которые можно оптимизировать. И Cobit-Solutions стала оставаться без контрактов, ведь их главный продукт — интерактивная отчетность для бизнеса. Вещь удобная для управленцев, но не являющаяся предметом жизненной необходимости, без которой работа встанет в первый же день.

И вслед за многими, основателю Cobit Дмитрию Чашнику пришлось предпринимать шаги по оптимизации уже своих расходов, в том числе и крайне неприятные — отправлять часть людей в неоплачиваемый отпуск, отказываться от офиса.

Отказ от офиса — мера среди IT-компаний хоть и распространенная, но не особо популярная. Менеджеры, опрошенные Delo.ua, отмечали, что при кажущемся удобстве и возможной экономии, управление программистами, работающими вне офиса, далеко не такое простое. И потому политика многих компаний не предполагает "удаленку", и после карантина они стали возвращать сотрудников в офисы.

Дмитрий Чашник такой проблемы не видит: "Я 17 лет управляю программистами и хорошо знаю об их мотивации. И карантин лишь подтвердил мои старые выводы — у кого были проблемы в работе в офисе, те продолжили работать с проблемами и удаленно".

Основатель Cobit-Solutions Дмитрий Чашник: "Не все сотрудники смогли работать удаленно. Проблемы были у тех, кто не мог до этого нормально трудиться в офисе". Фото: Facebook-страница Дмитрия Чашника 

Тщательный подбор кадров позволил Чашнику в критической ситуации реализовать целый ряд задач, которые вернули полноценную жизнь в его компанию.

Во-первых, во время обострения кризиса его сотрудники поработали маркетологами. Они сконцентрировали свои усилия на лидогенерации на подходящих для их продукта площадках, таких как Linkedin.

Во-вторых, удалось аккуратно распустить часть людей в отпуск. "Были сотрудники, которые взяли отпуск, чтобы заняться собственными семейными делами, и когда мы получили возможность их вернуть в строй, мы узнали, что они как раз завершают личные дела", — рассказал основатель Cobit.

И, как уже было сказано выше, компания без потерь перешла на удаленную работу. "Мы завершили старые контракты к концу апреля и стали уходить в неоплачиваемый отпуск. Но уже с 10 мая стали возвращать людей", — рассказал Чашник.

Таким образом, компания вышла из карантина даже крепче, чем вошла в нее. И ко всему, благодаря полученному опыту, отпала необходимость думать о релокации, чем озабочены многие участники рынка ИТ.