Минтранс сокращает количество морских портов на треть

В ближайшей перспективе статус морского торгового порта могут потерять до 12 из 18 действующих портов. А все потому, что Министерство транспорта и связи решило объединить неприбыльные порты и создать на их базе высокодоходные предприятия

ли данная инициатива принести успех - вопрос времени.

Логика министра транспорта Иосифа Винского проста: меньше портов - меньше проблем. По его мнению, Украине достаточно десятка морских ворот, главное, чтобы их деятельность была прибыльной. В нынешнем году в портовом хозяйстве страны грядут значительные перемены, и только объединением портов они не ограничатся. Ко всему прочему главный транспортный чиновник намерен бороться с фиктивной прибылью морских хозяйств. Для сравнения: по итогам первого квартала текущего года предприятия "Укрморречфлота" (реорганизован в Государственную администрацию морского и речного транспорта) отрапортовали о четырехкратном росте чистой прибыли. Так, в 2008 году порты получили 130,65 млн грн чистой прибыли, а в 2009-м - 522 млн 386 тыс. грн.

Хотя морские торговые порты (МТП), в отличие от других предприятий транспортной отрасли, пострадали от кризиса меньше всего (падение грузоперевозок у них колеблется от 4 до 15% против 35% в среднем по отрасли), их заслуга в повышении прибыльности невелика. По мнению министра, порты получают завышенную прибыль из-за низкой стоимости основных фондов. Кроме этого, столь впечатляющие финпоказатели портов обеспечил и сам Минтранс, существенно повысив тарифы. Прошлым летом тарифы на грузовые работы взлетели на 44%, а портовые сборы для собственников судов - на 58%. Поэтому в нынешнем году Винский намерен реформировать данный сегмент. В это понятие он вкладывает в первую очередь необходимость объединения портов, переоценку их стоимости, пересмотр договоров о совместной деятельности, привлечение инвестиций и изменение системы управления госпортами.

Убыточные порты, объединяйтесь!

Предприятия морской и речной отрасли должны развиваться путем укрупнения - это обеспечит ликвидацию убыточной деятельности, уверены в Минтранссвязи. По словам главы ведомства, министерство разрабатывает новые критерии эффективности работы портов, которые, в частности, предполагают, что статус порта сохранят только те предприятия, которые перерабатывают более 5 млн тонн грузов в год. Если Минтранссвязи действительно введет лимитирующий критерий для портов по грузопереработке, то статус порта потеряют до 12 из 18 МТП.

В частности, уже планируется объединение Николаевского и Днепро-Бугского, Скадовского и Херсонского морпортов, присоединение Усть-Дунайского МТП и Килийского портопункта к Измаильскому порту, а Генического порта к Бердянскому. Объединение некоторых из них уже началось. Например, Антимонопольный комитет дал добро на объединение Днепро-Бугского МТП, который  портом фактически не является и не ведет никаких перегрузочных работ. Завершил свое существование в качестве самостоятельного порта Генический порт, на сегодняшний день его можно считать портопунктом Бердянского морского порта.

Однако объединение далеко не всех портов пройдет безболезненно. Против слияния Скадовского порта с Херсонским активно выступили местные власти Скадовска. Для города это бюджетообразующее предприятие, и терять его председатель горсовета не намерен. По его мнению, все реорганизации затеяны с целью завладения землей, на которой расположен порт, путем смены руководства предприятия. В Скадовске уверены, что реорганизация порта приведет к существенному сокращению рабочих мест, уничтожению грузовой базы, прекращению поступлений в городской бюджет и в целом к разрушению предприятия. Правительство обещало разобраться.

Читайте также: «Южный» готовят к концу кризиса>>>
Бесценные активы

Следующее генеральное направление упорядочения минтрансовского хозяйства - это дооценка основных средств. Ее хозяева морских ворот должны провести до конца нынешнего года. По мнению министра, из-за низкой стоимости основных фондов МТП не имеют достаточных ресурсов для развития, к тому же получают завышенную прибыль, которую потом "проедают". "Нам не нужна фиктивная прибыль. Нам нужен реальный финансовый ресурс", - не раз заявлял министр.

По данным профильного ведомства, в настоящее время дооценку своих основных средств провел только Одесский МТП. Все остальные порты, включая крупнейшие Ильичевский, Мариупольский, Южный, Николаевский, не торопятся ублажать министра, за что их руководители могут поплатиться своими "креслами". Отказ от переоценки - это сознательное уменьшение стоимости порта, сродни воровству, не устает повторять Иосиф Винский. Например, основные средства Ильичевского морского порта составляют 417 млн. грн., что равно стоимости одного причала, а их в порту 29. Однако в порту категорически не согласны с обвинениями чиновников. На предприятии утверждают, что переоценка уже проведена, но в Минтрансе ее упорно игнорируют. В результате по состоянию на 31 марта 2009 года первоначальная стоимость основных средств порта увеличилась на 974,3 млн грн и составила более 2 млрд грн, а остаточная выросла на 261,3 млн грн, составив 671 млн грн. Эти показатели, по информации ИМТП, отображены в балансе предприятия, который был предоставлен в Минтранссвязи вместе с отчетом за первый квартал 2009 года.

После проведения дооценки всех портов благосостояние отрасли может существенно пошатнуться. Если просчитать реальную стоимость и добавить к этому амортизационные отчисления, то все порты могут оказаться убыточными. Вместе с тем после дооценки крупные портовые предприятия получат возможность амортизировать существенные средства, что позволит им развиваться во время кризиса.

Читайте также об увеличении прибыли морских портов в 3 раза>>>
Разрыв отношений

Существенный резерв финансового благополучия портов чиновники видят и в разрыве договоров о совместной деятельности. Министр-реформатор решил, что эти договоры составлены грабительски для государства и поручил морпортам за три месяца, которые истекают 17 июня нынешнего года, расторгнуть их. Выполняя поручение Иосифа Винского, госпредприятия создали соответствующие комиссии, провели переговоры с компаниями - участниками совместной деятельности, предложили изменить правовую форму договоров по согласию сторон. Однако сложность состоит в том, что Минтранссвязи не дало конкретных предложений, на какие организационно-правовые формы сотрудничества должны перейти порты с частными инвесторами: концессию, аренду, прямые инвестиционные проекты.

На сегодня в морпортах действуют около трех десятков договоров совместной деятельности. Арендные отношения между инвестором и портом преобладают только в Одесском и Николаевском портах. Тесные отношения с инвесторами, вложившими в развитие портового хозяйства немало средств, не спешат разрывать сами порты. Например, договор Мариупольского порта с компанией "Скиф-Шиппинг" был подписан почти два года назад. При этом сам порт управляет предприятием совместной деятельности, получая значительную долю прибыли. Инвестор немало сделал для порта - приобрел портальный кран и два погрузчика, а также обязался ежегодно обеспечить грузопоток в 3 млн. тонн металла. Не исключено, что в случае расторжения договора он может забрать оборудование, а порт - потерять грузопоток.

Договор о совместной деятельности сроком на 20 лет был заключен Одесским портом с ЗАО "Синтез Ойл" еще в 2002 году. Компания провела реконструкцию причалов и станции очистки, инвестировав на эти цели около $40 млн. В Одесском МТП считают, что в случае прекращения сотрудничества с ЗАО "Синтез Ойл" речь идет о ежегодных потерях как минимум 70 млн грн.

Эксперты предполагают, что упразднение договоров о совместной деятельности может перейти в длительные судебные тяжбы. В итоге ущерб портов не ограничится потерей грузопотоков и недополучением вложений, поскольку инвесторы вправе потребовать возврата инвестиций.

Дина Пархомчук