Мобильные операторы хотят развлекать своих абонентов без посредников

Рынок мобильного контента вступил в эпоху больших перемен. Операторы мобильной связи начали закручивать гайки поставщикам мультимедиа
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

счет этого связисты надеются повысить свои доходы и подготовить почву для заработков в эпоху «тяжелого контента».

В середине осени крупнейший оператор мобильной связи, «Киевстар», решил избавиться от посредников между собой и авторами контента. Компания заключила прямые договоры с украинскими музыкальными правообладателями и иностранными мейджорами (Sony Music, Universal, Warner, EMI).

«Контракты предполагают право на реализацию музыки в различных цифровых форматах», — говорит начальник департамента услуг мультимедиа «Киевстара» Сергей Лещенко. Он объясняет такой ход тем, что сами лейблы решили работать с потребителем через оператора, который лучше всего умеет общаться с клиентом. Кроме того, недавно «Киевстар» заключил контракты с мировыми лидерами мобильных игр Gameloft, Electronic Arts и Lemon8. В результате, по словам генерального директора компании Jump Ukraine (мобильный маркетинг и мобильный контент) Игоря Шрайбмана, «Киевстар» уже практически отказался от брэндированных проектов с контент-провайдерами. Директор Catapult Music Сергей Козачук сказал, что прямой контракт с «Киевстаром» выгоден для его компании: «Сейчас от оператора можно получать информацию по закачкам раз в неделю, тогда как раньше с трудом раз в месяц».

Второй по величине оператор — МТС — пока не спешит отказываться от услуг контент-партнеров. Начальник департамента развития и управления продуктами «МТС-Украина» Сергей Самокрик говорит, что обе модели сотрудничества (с посредником и без него) имеют право на существование. Но сейчас ресурсы компании под это направление ограничены, и для того чтобы самим работать с лейблами, нужно увеличивать штат. «У наших конкурентов есть целый отдел по работе с правообладателями», — сетует он. МТС на базе партнерских отношений в сентябре начала активно развивать запущенный в 2006 году портал muzon.ua, на котором пользователь уже имеет доступ к 50 тыс. композиций. Музыку можно скачивать как с компьютера, так и с телефона, используя мобильный счет. Это пока крупнейший музыкальный проект на базе оператора связи, пишет «Деловая Столица».

«Астелит» (ТМ life:)), так же, как и МТС, предпочитает пока работать с поставщиками контента. Правда, отечественным провайдерам от компании достается крайне небольшой объем работ, поскольку она привлекает турецких партнеров своего мажоритарного акционера Turkcell.

С точки зрения увеличения прибыли выход мобильщиков на рынок контента выглядит вполне разумным. Абонентскую базу они уже нарастили, поэтому пришло время подумать, как получить с клиентов больше денег. А поскольку новые технологии мобильной связи хотя и медленно, но все же идут в Украину, операторы все больше подумывают над тем, как зарабатывать на передаче данных. Неизбежным следствием интереса связистов к продаже контента становится ужесточение условий взаимодействия с его поставщиками. Тот же «Киевстар» определяет партнеров для выпуска продуктов под своим брэндом исключительно на открытых конкурсах, где провайдеры соревнуются в привлекательности своих предложений. Сами провайдеры от этого не в восторге. «Оператор сотрудничает с контент-провайдерами только на отдельных этапах производства продуктов и услуг, нередко выбирая в партнеры того, кто предлагает свой продукт дешевле. Это невыгодно контент-провайдерам. Поэтому желающих создавать действительно качественные продукты и услуги для этого оператора становится все меньше», — утверждает директор по развитию бизнеса i-Free в странах СНГ Екатерина Иванова.

Закручивает гайки партнерам и «Астелит». Новые (октябрьские) условия сотрудничества с life:) оказались для участников контент-рынка не очень выгодными. «Произошли изменения относительно разделения доходов от реализации брэндированного контента», — сообщили в life:). По данным партнеров, ухудшение главным образом коснулось разделения прибыли от дешевых, но популярных услуг с ценой ниже 1 гривни. Это заставит контент-провайдеров либо повысить цены, чтобы сохранить доходы, либо вообще отказаться от сотрудничества с оператором. Наверняка похожим путем пойдут и другие операторы.

Перспективные сложности

В «Астелите» прогнозируют, что с развитием в Украине связи третьего поколения WAP-сервисы станут еще менее востребованными. А пока структура продаж контента полностью соответствует невысокой скорости передачи данных. Наиболее популярными остаются старые традиционные формы контента: картинки, несложные Java-игры, мелодии. В МТС рассказывают, что более половины всех закачек так или иначе связаны с музыкой (рингтоны, mp3-треки, Ring-Back-Tone). Участники рынка относят RBT (Ring-Back-Tone, мелодия, которую слышит звонящий абонент) к одной из наиболее прибыльных услуг. По оценке господина Шрайбмана, сейчас ею пользуются 5–6 млн абонентов. Если учитывать, что такое удовольствие обходится в среднем в 7 гривен в месяц, то за месяц выходит круглая сумма в 35–42 млн гривен. Правда, успех этой услуги обуславливается в первую очередь тем, что абонент зачастую забывает отказаться от навязанного ему оператором RBT, который мог быть бесплатным только в первый месяц.

Но если в будущем главную роль будет играть интернет, то операторам нужно научиться работать в этой среде. А здесь они сталкиваются не только с конкуренцией со стороны «традиционных» интернетчиков, но и с огромным количеством нелицензионной продукции. Игорь Шрайбман сомневается в том, что связисты смогут выгодно продавать даже музыкальные треки, так как пользователю не составит труда скачать их в интернете бесплатно. По статистике, в 2008 г. соотношение незаконно скачанных песен к легальным продажам треков составило 28:1.

А вот «тяжелый контент» (главным образом ТВ и качественное видео) пока практически не продается. Для его распространения необходимы сети как минимум третьего поколения связи и достаточное количество абонентов, которые имеют доступ к высокоскоростной передаче данных. Ситуация должна измениться после того, как мобильщики получат возможность развивать сети 3G. В «Киевстаре», например, уже сообщили, что до конца года намерены подать в Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания заявки на получение лицензии провайдера программной услуги. «Предоставление услуги цифрового телевидения для абонентов фиксированной сети будет начато в 2010 году. На данный момент ведется подписание договоров с правообладателями телеканалов и их представителями», — сообщил Сергей Лещенко. Логично думать, что после выдачи лицензий на 3G кино от крупнейшего мобильного оператора можно будет смотреть и через мобильный телефон. У Beeline телевизионный проект (IPTV) работает в тестовом режиме и тоже пока на основе фиксированной сети его дочернего предприятия — «Голден Телекома».

Другие операторы к видео так близко еще не приближались. Всем им на первых порах будет сложно предложить пользователям большое разнообразие видеопродуктов, так как зачастую даже местные телеканалы, работающие на рынке десятки лет, продают второсортный контент. Впрочем, интерес пользователей к новым услугам будет напрямую зависеть от их стоимости. В некоторых странах Европы абоненты не оценили прогрессивные технологии, поскольку связисты захотели за них слишком много денег.