Устаревшие поезда, низкий уровень сервиса, опоздания прибытия, духота в вагонах летом и мороз зимой — все это остается неотъемлемыми атрибутами путешествий в поездах государственной "Укрзализныци"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие
Одним из неизменных элементов качественного сервиса в транспорте является наличие кондиционера. К сожалению, "Укрзализныця" не может порадовать своих пассажиров тем, что все ее пассажирские поезда оборудованы этими устройствами. Как сообщили Delo.ua в "Укрзализныце", в этом году во время массовых летних пассажирских перевозок эксплуатационный парк пассажирских вагонов компании составил 2873 вагона. Как оказалось, из них только в 1311 вагонах имеются в наличии системы кондиционирования воздуха, то есть 45,6%, а другие 1562 вагона оборудованы, как говорят в самом предприятии, "системой принудительной вентиляции". Еще в 2016 году уже бывший министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что он постоянно получает жалобы на неисправности кондиционеров в пассажирских поездах и что вагоны с неисправными системами кондиционирования воздуха вовсе не должны выходить на линию. "Я понимаю, что нельзя кардинально исправить ситуацию быстро, но вагоны, в которых не работает система кондиционирования, не могут выходить на маршрут, особенно когда температура воздуха достигает 30 градусов и выше. Это — вопрос здоровья и безопасности наших граждан", — заявлял тогда министр. Однако спустя три года ситуация с поддержанием комфортной температуры воздуха в вагонах украинских поездов особо не изменилась. Более того, она на сегодняшний день стала настолько критичной, что ярко характеризует недавний инцидент в поезде "Мариуполь — Львов", в котором из-за невыносимой жары в +34ºС пассажиры угрожали остановить поезд, из-за чего проводникам пришлось буквально демонтировать неоткрывающиеся окна в вагонах, чтобы внутрь поступал воздух. К сожалению, надежд на скорое решение этой проблемы мало, поскольку в последние годы УЗ модернизирует свои вагоны очень медленно. Как сообщили в компании, в 2017 году только 50 вагонов прошли капитально-восстановительный ремонт, при котором они оборудуются системой кондиционирования воздуха, а в 2018 — 118 вагонов. Это увеличило процент вагонов с системой кондиционирования воздуха лишь на 5,8%. Не слишком высоки темпы ремонта и в текущем году. В 2019 году при плане капитально-восстановительного ремонта 58 пассажирских вагонов на 1 июля такой ремонт прошли только 18 вагонов. Кроме того, с 2017 по 2019 год "Укрзализныця" за собственные деньги приобрела 58 новых пассажирских вагонов, оборудованных системой кондиционирования воздуха. Это, в свою очередь, увеличило количество вагонов с кондиционерами на 2%. В УЗ отмечают, что, учитывая возрастное и техническое состояние пассажирских вагонов, компании для обеспечения наличия кондиционеров на всех вагонах необходимо купить 1562 новых вагона, а потом в дальнейшем ежегодно закупать минимум по 100 новых вагонов с системой кондиционирования воздуха. Но, как утверждают в "Укрзализныце", внутренних ресурсов компании недостаточно для обновления парка пассажирских вагонов в необходимых объемах. Поэтому компания ранее обратилась к Верховной Раде и Кабинету министров с просьбой выделить ей 7,1 млрд гривен в рамках государственной поддержки железнодорожных перевозок. Однако, как констатируют в самой УЗ, государство не реагирует на эти обращения, и компания продолжает оставаться без государственной поддержки. В "Укрзализныце" напоминают, что бюджетные деньги на эти цели должны выделяться в соответствии с законом "О железнодорожном транспорте". Кроме того, вышеуказанная сумма — это фактически компенсация перевозчику понесенных компанией расходов на обеспечение пассажирских перевозок в предыдущие годы. В частности, 4,9 млрд гривен составляют капитальные затраты на пассажирские перевозки, которые обеспечила УЗ в 2016-2018 годах, а 2,2 млрд гривен — недополученная компенсация за перевозку льготных категорий пассажиров за такой же период.
Не все работают
Самой большой проблемой для пассажиров УЗ летом является, конечно, удушье, говорит соучредительница движения "Поезд на Мариуполь"
Кристина Морозова. "Бывают случаи, когда в вагонах, оборудованных кондиционером, он не работает, а в вагонах, билеты в которые шли "без кондиционирования", кондиционер охлаждал воздух. Но самая большая жара ощущается на остановках, когда поезд стоит. График построен таким образом, что на безлюдных станциях, где никто не садится и не выходит, поезд стоит по 30-45 минут. Очевидно, чтобы было удобно проехать грузовым поездам. Странное распределение приоритетов, — продолжает она. — А вот весной в вагоне, наоборот, можно очень замерзнуть. Не спасет ни одеяло, ни верхняя одежда, в которой спишь, ни просьбы проводнику что-то сделать с температурой воздуха в вагоне. У меня был такой случай, когда проводник мне сказал: "Отопление мы уже выключили, ничего не можем сделать". В этом году ситуация с кондиционированием пассажирских вагонов сложилась плачевно, отмечает и координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ)
Александр Бондаренко. "По некоторым данным, в вагонах, оборудованных кондиционерами, две трети из них не работали. Менеджмент УЗ пообещал возвращать пассажирам часть денег за билеты за неработающий кондиционер. Но мне неизвестны случаи, чтобы хоть кому-то выплатили эти деньги, — говорит он. — Как действовали пассажиры, желающие получить компенсацию, если кондиционер в вагоне не работал? Они шли к начальнику поезда и требовали поставить отметку в билете. Сперва они ставили такие отметки. Но потом у них стали возникать проблемы, поскольку их руководство не разрешало им такого делать. В таких ситуациях пассажиру надо обращаться в претензионный отдел, телефон которого тяжело найти в интернете. Еще вариант — звонить на горячую линию, но пассажиры жалуются на ее неэффективность. Мол, на горячей линии им советуют: "Попробуйте сделать то, попробуйте сделать это" и все. Проблемы по существу не решаются". Наличие в вагоне кондиционера, к сожалению, не всегда означает, что в вагоне будет комфортная температура. "В силу того, что их (кондиционеров — Delo.ua) обслуживание находится на очень низком уровне из-за дефицита специалистов соответствующей квалификации, существенная их часть пребывает в "полурабочем" состоянии, в частности, из-за вытечки фреона", - говорит соучредитель общественного объединения "Громадський контроль Укрзалізниці"
Валерий Довгопол. Он отмечает, что системы кондиционирования в пассажирских вагонах "Укрзализныця" ремонтирует лишь тогда, когда на неполадку жалуются пассажиры. "Кондиционер в пассажирском вагоне — довольно сложное в технологическом плане оборудование. Его нельзя отремонтировать в пути следования. Его работоспособность нужно проверять каждый раз при выходе вагона из депо. Но обычно этого никто не делает, пока пассажиры не оставят жалобу на "горячей линии", а потом пока она не дойдет по длинной бюрократической цепочке непосредственно до исполнителя", — отметил Валерий Довгопол. По его словам, еще с советских времен подтолкнуть УЗ к изменениям можно было только после жалобы. "Если пассажир не пожаловался, то в "Укрзализныце" считают, что все в порядке. Это касается не только кондиционеров, а и всех аспектов работы пассажирского звена УЗ. В том числе и графиков движения поездов, — продолжает он. — Если поезд ходит полупустой из-за неудобного для пассажиров графика, то с ним ничего делать не будут, пока не будет массовых жалоб от пассажиров". Александр Бондаренко считает, что единственным решением проблемы с кондиционированием вагонов является их ремонт. "Но сейчас, кроме кондиционеров, стала отмечаться проблема с затоплением вагонов. Прямо с потолка текут струи воды на пассажиров. Каким-то образом вода во время дождя накапливается в вентиляции, и по его окончании она может течь в течение суток. Так вот, даже относительно новые крюковские (произведенные на ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" — Delo.ua) вагоны тоже, что называется, потекли, — рассказывает он. — Кроме того, практически отсутствует подготовка к летнему и зимнему сезонам. Например, уже в августе подвижной состав должен быть готов к зиме. А этим фактически никто еще и не занимался. Сейчас реально УЗ борется не за улучшение сервиса, а за создание хотя бы его видимости". Кристина Морозова, в свою очередь, говорит, что у нее складывается впечатление, что в "Укрзализныце" есть несколько "витринных" поездов с более-менее сносными условиями для пассажиров, например, "Черноморец" Киев — Одесса или Киев — Ивано-Франковск, а есть все остальные. Однако, несмотря на наличие проблем с качеством сервиса в пассажирских вагонах УЗ, соучредительница движения "Поезд на Мариуполь" говорит, что ее радует, что общественные активисты фиксируют такие досадные случаи работы "Укрзализныци", пишут жалобы, призывают других быть неравнодушными. "Или даже сами пытаются изменить УЗ изнутри. Здесь можно только пожелать им удачи и надеяться, что совместными усилиями ситуация изменится", — резюмирует она.
Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua