Некоторые отели страдают «звездной» болезнью

До недавно, в условиях высокой заполняемости украинских гостиниц, на соответствие «звездности» уровня обслуживания обращали внимание только самые крупные и известные отели. Например, из 177 киевских гостиниц, большинство из которых находятся в государстве

, как показывает украинский опыт, в последнее время гостиницы могут присвоить себе звезды не проходя необходимой сертификации. «Есть такие гостиницы, которые просто вешают звезды», — утверждает заместитель директора львовского «Гранд отеля» Николай Хмилярчук. В первую очередь, по данным специалиста, такая тенденция касается регионов. «Это проблема отсутствия законодательной базы, т. е. полная безнаказанность, а также «местечковый эффект», когда в местных органах сертификации «кум не может отказать куму», даже если всех необходимых для заявленного количества звезд условий в отеле нет», — объясняет он.

Операторы рынка не скрывают, что многие гостиницы завышают свою «звездность», так как статус определяет цену за номер. В результате иногда схожие номера гостиниц с разным количеством звезд могут потребовать примерно одну и ту же плату. Колебания цен среди отелей одной «звездности» могут быть весьма существенными. Впрочем, качество ниже заявленного касается больше двух- и трехзвездочных гостиниц.

По словам Людмилы Шишкиной, специалиста компании DNDi, проводящей сертификацию гостиниц, украинские гостиницы работают по тем же стандартам классности, что и зарубежные. «Отели высшей категории в Украине пока являются наиболее малочисленной группой», — говорит Шишкина. Но, по ее словам, эта тенденция будет меняться, о чем свидетельствует и большое количество заявленных к вводу в эксплуатацию на следующий год 4- и 5-звездочных гостиниц. В общем числе гостиниц доля пятизвездочных составляет 4%, четырехзвездочных — 20%.

В некоторых странах «звездная» классификация вообще не применяется. Уровень обслуживания определяется вхождением данного отеля в престижные гостиничные объединения, такие как «Хилтон», «Мариотт», «Рэдиссон» и другие.

Начальник отдела регионального развития Государственной службы туризма и курортов Людмила Мещерских объясняет, что категоризация, в отличие от сертификации по требованиям безопасности, является добровольной процедурой. «Если владелец гостиницы понимает, что следует себя позиционировать на рынке и бороться за своего клиента, то он идет на эту процедуру», — объясняет чиновник.

По словам Мещерских, с 1 октября вступил в силу новый Национальный стандарт «Услуги туристические. Средства размещения. Термины и определения», который определяет все основные типы отельных номеров и тарифов на них.

По данным Госслужбы туризма и курортов, в Украине насчитывается 6 пятизвездочных, 29 четырехзвездочных, 74 трехзвездочных, 43 двухзвездочных, 41 однозвездочная и 872 гостиницы без категории. При этом по две пятизвездочных гостиницы находится в Днепропетровске и Киеве, по одной — в Донецке и Одессе. Девять четырехзвездочных гостиниц работает в Одесской области, шесть — в Киеве, по четыре — в Днепропетровской и Львовской областях, три — в Крыму, по одной — в Донецкой, Закарпатской и Полтавской областях.

Количество туристов, посещающих украинскую столицу, ежегодно растет на 15%. Число гостей Киева в уходящем году, по предварительным данным, составит 2 млн. человек. Предполагается, что к 2010 году общее количество приезжих достигнет 4 млн., для обеспечения их жильем понадобится порядка 250 отелей. Сейчас же действуют около 8,7 тыс. номеров, рассчитанных на 15,6 тыс. мест. Это обеспечивает проживание около 1 млн. человек в год, треть из которых — иностранные граждане.