Нерадужные перспективы: В "Укрзализныце" рассказали о работе в 2015 году

В "Укрзализныце" рассказали об уменьшении в 2014 году пассажирских и грузовых перевозок, о проблемах в оккупированном Крыму и на Донбассе, а также об увеличении тарифов на перевозки в 2015 году
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сегодня заместитель гендиректора "Укрзализныци" Максим Бланк дал пресс-конференцию, на которой рассказал о работе ведомства в 2014 году и перспективах в 2015-м. Главная проблема, по его словам, состоит в том, что основная задача железнодорожной компании в 2015 году — реформирование — пришлась на неблагоприятный период.

Отчеты по перевозкам

В 2014 году "Укрзализныця" перевезла 390,1 млн тонн грузов, что на 12,1% меньше аналогичного периода 2013 года. Объем транзитных перевозок уменьшился на 14% и составил 29,3 млн тонн. Услугами УЗ воспользовались 440,1 млн пассажиров, что на 8,9% меньше прошлогоднего уровня.

Доходы от деятельности "Укрзализныця" по итогам 2014 года ожидаются в размере 50,1 млрд грн, что на 2,1 млрд грн (4,1%) меньше показателей 2013 года. Доходы от перевозок составят 43,1 млрд грн, что на 1,1 млрд грн (2,6%) меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Убытки от деятельности железных дорог ожидаются в сумме 50,6 млрд грн, что на 1,2 млрд грн (2,2%) меньше, чем в 2013 году и на 3,4 млрд грн (6,3%) меньше запланированного. Убыток от пассажирских перевозок ожидается в размере 8 млрд грн. Таким образом, он вырос по сравнению с 2013 годом на 1,1 млрд грн ( или 15,9%).

Вместе с тем Максим Бланк, комментируя предположение журналистов, что УЗ сработала в 2014 году с убытком в 500 млн грн, ответил, что оно не совсем корректно. "Мы уточним показатели и, скорее всего, "Укрзализныця" покажет прибыль по итогам 2014 года. Но та прибыль, которую мы показываем по украинской системе учета, она, в первую очередь, направлена на удовлетворение государственных фискальных целей. Мы показываем эту прибыль для того, чтоб платить налоги, являясь донором бюджета. Если мы перейдем на международные стандартам отчета, то увидим, что УЗ является убыточным предприятием при том, что оценка стоимости активов существенно занижалась на протяжении многих лет. Это не позволяет "Укрзализныце" работать в условиях возобновления основных средств… Амортизация позволяет на 14 выбывающих вагонов покупать всего один новый. Показатели стоимости автономных средств занижены по разным группам в 10-15 раз", — говорит Бланк.

Обновление подвижного состава

По данным "Укрзализныци", в 2014 году подвижной состав был обновлен на общую сумму 1,11 млрд грн, в том числе было приобретено 7 электровозов постоянного тока, пассажирский вагон локомотивной тяги и автомотриса для хозяйства электроснабжения на сумму 383,2 млн грн. Затраты на модернизацию подвижного состава составили 722,6 млн грн. Кроме того, предприятиями, находящимися в подчинении УЗ, было произведено 182 грузовых вагона на сумму 119,6 млн грн и приобретено два межрегиональных поезда производства Крюковского вагонзавода на сумму 400 млн грн.

Донбасс и Крым

Что касается фактической потери двух регионов, "Укрзализныця" сообщает об огромных потерях. Так, в крымском направлении в прошлом году УЗ назначила на 58% меньше поездов, чем в 2013 году, в связи с чем на 60% уменьшилось количество перевезенных пассажиров. При это Максим Бланк отметил, что в ведомстве пока не рассматривают вопрос о возобновлении сообщения с Крымом.

В сообщении со странами СНГ количество поездов уменьшилось на 37%, а количество привезенных пассажиров — на 66%.

Вследствие боевых действий на востоке Украины было повреждено 1,42 тыс. объектов на сумму 830,3 млн грн, железнодорожники восстановили 686 объектов на сумму в 94 млн грн. Пока в УЗ затрудняются сказать, на сколько в процентном соотношении сократился пассажиропоток в регион, где ведутся боевые действия с сепаратистами. "Оперативное управление по перевозке грузов фактически осуществляется в ручном режиме. По пассажирским перевозкам — мы отказываемся возить туда, где есть угроза жизни пассажиров. Мы профинансировали ремонтные работы на 100 млн грн и продолжаем финансировать. Но есть объекты, такие как Дебальцево, где есть зона минирований и доступа туда нет — придется ждать", — говорит Бланк.

Вдобавок Бланк, отвечая на вопрос об усилению безопасности в объектах инфраструктуры, отмечает, что это не компетенция "Укрзализныци".

"УЗ — перевозчик... Мининфраструктуры обратилась в соответствующие органы с просьбой усилить охрану объектов Мининфраструктуры и транспортной инфраструктуры, однако до сегодняшнего момента ответа еще нет. Очень надеемся, что координация действия между УЗ и военными как в вопросах охраны объектов, так и вопросах об обеспечении перевозок таких ключевых грузов, как уголь, будут усилены. Нашей собственной охраны однозначно не хватает для обеспечения безопасности стратегических объектов", — заявил Бланк.

Тарифы

Вместе с тем Бланк заявил, что в 2015 году не удастся избежать повышения тарифов как на грузовые, так и на пассажирские перевозки.

Так, первыми в "зону повышения" попадают грузовые перевозки. "В первых числах февраля будет повышение на 30% грузовых тарифов по всем группам, за исключением угля. По углю состоится повышение на 10% на период отопительного сезона, и в дальнейшем, через 3 месяца, повышение на 18%", — говорит замглавы УЗ, уточняя, что пока говорить о еще одном повышении тарифов сложно.

Но если УЗ уже определилась с повышением на грузоперевозки, то с пассажирским сектором ясности нет. "Ожидаемое повышение тарифов пройдет в несколько этапов. Первое повышение около 6-7%", — говорит Бланк.

Вместе с тем в рамках борьбы с убыточными пассажирскими перевозками, Максим Бланк анонсировал переговоры с мировым банком о программе оптимизации деятельности и пассажирских и грузовых перевозок.

Перспектива

"Укрзализныця" рассчитывает по итогам 2015 года перевезти 285,3 млн т грузов, что на 13,1% меньше оперативных показателей 2014 года. Объем транзита запланирован на уровне 28,9 млн т, что на 1,2% меньше 2014 года.

Запланировано также перевезти 439,6 млн пассажиров, что на 0,1% меньше 2014 года.

Объем капитальных инвестиций предполагается в размере 2,44 млрд грн, что на 70,3% меньше финансового плана 2014 года. В том числе за счет собственных средств амортизации — на уровне 434,4 млн грн, которые будут направлены на инвестиции в хозяйство электроснабжения и модернизацию тягового подвижного состава. А также привлеченных кредитных средств на уровне 2 млрд грн.