От РЖД потребовали прописать в стратегии развития вариант жизни без господдержки

Стратегия развития ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) до 2030 года вернулась на доработку

Зампред правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД и профильным ведомствам внести в стратегию развития РЖД вариант, предусматривающий сокращение или полное отсутствие господдержки, а также ограничить срок самой стратегии 2020 годом, следует из протокола совещания у вице-премьера.

Срок исполнения поручения вице-премьера миновал 18 ноября, пока обновленного варианта стратегии развития РЖД в правительство не поступало, говорит представитель Минэкономразвития. Представители Минтранса и Минфина на вопросы не ответили.

Стратегия развития РЖД до 2030 года (но прогноз по инвестициям в документе — до 2020 года) предполагает получение от государства 1,4 трлн рублей ($29,9 млрд) — это половина всех инвестиций монополии. Значительная часть этих средств, а именно 516 млрд ($11 млрд) рублей понадобится монополии на капитальный ремонт пути либо на поддержание безубыточности деятельности, сообщает монополия в своей стратегии.

РЖД в своей стратегии обозначила проекты, в финансировании которых могло принять участие государство, объясняет представитель монополии, теперь государство, единственный акционер РЖД, должно решить, какие проекты нуждаются в господдержке.

РЖД второй год говорит о дефиците финансирования капитального ремонта инфраструктуры. В 2014 году монополия получила дополнительные 30 млрд рублей ($642,3 млн) на покрытие этого дефицита, еще 30 млрд компания получит до конца года — хотя просила 45 млрд рублей ($963,5 млн). В 2016 году РЖД будут необходимы субсидии в размере 75 млрд рублей ($1,6 млрд), а в 2018 году компании понадобится уже 100 млрд рублей ($2,1 млрд).

Но участники совещания у Дворковича выяснили, что протяженность железнодорожной инфраструктуры с истекшим сроком службы растет, несмотря на субсидии, которые РЖД получает. Длина неотремонтированных путей действительно растет, говорит представитель РЖД, причина в том, что РЖД вынуждена отвлекать средства с обновления существующей инфраструктуры на строительство новой.

Дворкович поручил Минтрансу и Минэкономразвития проанализировать причины увеличения просрочки капремонта пути и увеличения потребности в господдержке, говорится в протоколе совещания. Представитель Минэкономразвития заявил, что вопрос прорабатывается. Представитель Минтранса на вопросы "Ведомостей" не ответил.

Вице-премьер, как следует из протокола, рекомендует РЖД сосредоточиться в стратегии на решениях, уже принятых правительством, и исключить решения, требующие одобрения правительства, но принятые менеджментом РЖД.

До 2020 года предполагается 486,4 млрд рублей ($10,4 млрд) инвестиций на инфраструктурные проекты, которые правительство уже одобрило. Это модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей стоимостью 562 млрд руб., из которых 261 млрд — деньги РЖД, развитие Московского транспортного узла стоимостью 236,9 млрд, 47,8 млрд руб. из которых потратит РЖД, и др.

Чем обернется сокращение или отсутствие господдержки, представитель РЖД не говорит. В проекте стратегии до 2030 года монополия отмечает, что в случае дефицита господдержки к 2020 году протяженность узких мест вырастет до 15 тыс. км и снизится скорость перевозок, РЖД не сможет удовлетворять спрос на перевозки. Это приведет к убыткам монополии.

Кроме того, монополии придется отказаться от реализации некоторых проектов — например, от второго этапа расширения БАМа и Транссиба, в который необходимо будет вложить 640 млрд рублей ($13,7 млрд), а также расширения железнодорожных подходов к портам.