Переквалификация "Укрзализныци": зачем компании становиться акционерным обществом

Новая власть уже успела озвучить планы по отношению к главной транспортной госкомпании. В ход пошел проверенный способ — заявить о создании на базе ведомства акционерного общества. Выиграет ли от этого УЗ?

Министерство инфраструктуры вновь подняло вопрос об организации на базе государственной компании "Укрзализныця" (УЗ) акционерного общества (АО). "Будет обязательно проведена реформа [ведомства] — создание АО ожидается уже с 1 января 2015 года. Кроме того, после стабилизации экономической ситуации Мининфраструктуры планирует изучить все финансовые возможности для обновления подвижного состава, в частности отечественного производства", — сообщил 1 апреля профильный министр Максим Бурбак. Подобная инициатива звучит уже не впервые — о ней не раз упоминали как власть имущие, так и руководители "оператора железной дороги".

"Суверенный" вопрос

Необходимость создания акционерного общества, по уверениям самого предприятия, диктует высокий износ подвижного состава. К примеру, на сегодняшний день 55,5% инвентарного парка пассажирских вагонов УЗ эксплуатируются сверх установленного нормативного срока (более 28 лет), доля вагонов в возрасте от 10 до 20 лет составляет 2,3%, до 10 лет — 5,7%. Общий уровень износа составляет 86%, что потребует немалых вложений.

Так, по данным "Укрзализныци", в период с 2011 по 2021 год для обновления подвижного состава необходимо около 178 млрд грн ($15,86 млрд по курсу НБУ на 4 апреля). Из этой суммы только 68 млрд грн (более $6 млрд) потребуется на закупку новых локомотивов, 65 млрд грн ($5,8 млрд) — грузовых вагонов, 37 млрд грн ($3,3 млрд) — пассажирских вагонов, 8,7 млрд грн (свыше $775 млн) — электро- и дизель-поездов. Собственными силами УЗ вряд ли сможет профинансировать эти глобальные планы — компания не отличается высокими финпоказателями: за прошедший год здесь получили более 6,6 млрд грн (свыше $588 млн) некомпенсированного убытка от пассажирских перевозок. Обеспечение же инвестирования в указанный период за счет прогнозируемых источников ( в том числе государства) составляет более 50 млрд грн (почти $4,5 млрд) — 28% от необходимой суммы, акцентируют в госкомпании. "Ожидается дефицит около 128 млрд грн ($11,4 млрд). В существующих условиях покрыть его невозможно, кроме того, долгосрочные обязательства "Укрзализныци" уже составляют 15 млрд грн ($1,34 млрд)", — негодуют в ведомстве.

Глядя на вышеуказанные цифры, вполне понятна необходимость в упрощении схемы получения средств. Потому в ведомстве надеются, что создание АО поможет повысить инвестиционную привлекательность и открыть пути для сотрудничества с международными финансовыми организациями. Как пояснил Delo.UA старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко, основная цель реформирования — создание единой прозрачной структуры, которой будет легче выходить на рынки капитала и работать со своими контрагентами.

"На сегодняшний день заимствования осуществляются для отдельных региональных железных дорог (в структуру "Укрзализныци их входит шесть — Львовская, Приднепровская, Донецкая, Юго-Западная, Одесская, Южная — Ред.), денежные потоки слишком сложны и непрозрачны для инвестора. Это приводит к тому, что заимствования приходится преимущественно осуществлять в украинских банках под высокий процент, что ухудшает экономику предприятия и мешает выполнению его стратегических целей", — говорит Андрейченко.

По данным эксперта, сегодня инвесторы готовы давать в долг государству Украина в долларах под 9% на четыре года, а "Укрзализныце" — под 15% в долларах на тот же срок. Фактически, премия за риск "Укрзализныци" сегодня составляет 4% по отношению к суверенам. Аналитик при этом отмечает, что в сравнении с другими украинскими эмитентами это высокая надбавка. "Облигации "Укрзализныци" не гарантируются государством, в отличие, например, от "Укравтодора", поэтому это квазигосударственная компания. Исходя из этого, с одной стороны его можно сравнивать с крупными частными компаниями с аналогичным уровнем долга, а с другой стороны — с госбанками. Справедливые уровни спреда для "Метинвеста", например, составляют 1,75-2%, Ощадбанка — 2-2,75%, Укрэксимбанка — 1,75-2,5%. В пересечение таких уровней 2-2,5% и будет стремится УЗ при надлежащем курсе реформ", — комментирует аналитик ИГ "Арт Капитал".

С учетом "премиального" фактора образование акционерного общества сыграет на руку госкомпании. По словам Алексея Андрейченко, создание единого эмитента на базе АО с прозрачной структурой уже может снизить дополнительный риск УЗ по отношению к суверенам до 2-2,5% процентов, присущих более "открытым" украинским компаниям с аналогичной долговой нагрузкой. "По мере роста рентабельности компании — благодаря снижению перекрестного субсидирования убыточных перевозок за счет грузовых — спред к суверенам может стремиться к 0,5-1% в будущем", — утверждает эксперт.

Разделяй и властвуй

Необходимость создания АО, помимо доступности дешевых заемных средств, в УЗ обосновывают и потребностью отделения функций хозяйствующего субъекта от функций государственного регулирования железнодорожного транспорта и во избежание прямого вмешательства в хоздеятельность со стороны государства. Как пояснил координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава, сейчас "Укрзализныця" — "смесь" госоргана и хозяйствующего субъекта, и основная идея первого этапа реформирования — разделение этих функций в железнодорожном транспорте. После создания акционерного общества все хозяйственные функции перейдут под ответственность ПуАО "УЗ", а регулированием будут заниматься Мининфраструктуры и Госинспекция Украины по безопасности на наземном транспорте ("Укртрансинспекция"), поясняет эксперт. В будущем часть функций по регулированию перейдет к независимому регулятору в сфере транспорта — Национальной комиссии регулирования транспорта Украины.

Вместе с тем бытует мнение, что реформирование главной транспортной компании страны приведет к созданию возможностей для выведения грузовых перевозок в отдельное подразделение с его последующей приватизацией. Как отмечает Кава, в существующем правовом поле "откусить" грузовой бизнес от УЗ не получится. "Закон четко предполагает, что имущество "Укрзализныци" остается в рамках акционерного общества и приватизации не подлежит", — говорит Кава".

Впрочем, история с разделением перевозчика тянется уже более 10 лет. Впервые идею реформирования УЗ предложил экс-министр транспорта и связи Георгий Кирпа, но все эти годы АО оставалось на уровне разговоров. В самой компании утверждают — концепция реформы была утверждена Кабмином еще в декабре 2006 года и предусматривала создание единого предприятия, 100% акций которого закреплялись в госсобственности и были запрещены к отчуждению. Первые же основательные шаги появились в программе экономических реформ на 2010-2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство", предложенной экс-президентом Украины Виктором Януковичем, которой предполагалось завершить реформирование железнодорожного транспорта и "Укрзализныци" еще к началу текущего года. Формально же структурная новелла "прописалась" весной 2012 года в законе "Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". В документе предлагалось создать новый субъект хозяйствования путем слияния "Укрзализныци", предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.

В духе времени

Далее закона дело не пошло. В октябре 2013 года заместитель генерального директора "Укрзализныци" Оксана Плотникова попыталась обратить внимание правительства на реформирование ведомства, заявив, что акционирование "Укрзализныци" пока откладывается из-за отсутствия соответствующего постановления Кабинета министров Украины. Но заявление так и осталось не услышанным.

Почему же этот вопрос пребывает в подвешенном состоянии не один год? Трансформация такого большого хозяйствующего субъекта в структуру с прозрачными тендерами и отчетами о потраченных кредитных средствах предусматривает уничтожение множества коррупционных схем. Назначение нового руководства УЗ дает повод предположить наличие у него более серьезного подхода к проведению реформ. 2 апреля в Генеральной прокуратуре Украины сообщили, что предприятие, имеющее прямое отношение к семье экс-президента, незаконно побеждало на тендерах, проводимых государственной компанией "Укрзализнычпостач", получив заказов на 7 млрд грн (свыше $623,7 млн) из 10 млрд грн ($891 млн). Название этой "сверхуспешной" компании пока осталось тайной.

Впрочем, заявления нового министра инфраструктуры пока не подкреплены законодательными нормами, в то время как парк подвижного состава ведомства продолжает стареть. Но если в Генпрокуратуре не шутят, ощутимых подвижек в направлении акционирования "Укрзализныци" можно ждать уже в текущем году.