Почти заглохли: Есть ли шанс на спасение у украинского автопрома?

Почти заглохли: Есть ли шанс на спасение у украинского автопрома?
Отечественное автомобилестроение нынче пребывает в состоянии анабиоза: выпуск техники на многих заводах приостановлен, остальные выживают как могут. Есть ли предпосылки для выхода из спячки?

Посткризисные 2010-2011 годы отечественные производители автомобильной техники сегодня вспоминают едва ли как не "эпоху Возрождения". Тогда после катастрофического падения продаж и производства автомобильная отрасль начала потихоньку восстанавливаться. Сейчас иная картина: уже третий год кряду автомобили продаются из рук вон плохо, а их выпуск приносит одни убытки. Перед автозаводами маячит призрак банкротства, пишет журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины".

Подсчитали — прослезились

Минус, минус, минус — статистические отчеты профильной ассоциации "Укравтопром" повергают в уныние. За 9 месяцев 2016 года в стране выпущено всего лишь 2583 легковых автомобиля, 484 грузовика и 142 автобуса, что, соответственно, на 16,1%, 55,8% и 68,9% меньше, чем за тот же период 2015-го. Общее производство автомобильной техники за девять месяцев 2016 года сократилось, по данным ассоциации "Укравтопром", до 3213 единиц. Отечественный автопром просел на 31%.

На легковом направлении лучше всех себя чувствует завод "Еврокар", где собирают автомобили Skoda. С результатом 2583 собранных автомобилей именно он сейчас возглавляет автомобильную отрасль Украины. Бывший лидер отечественного автопрома ЗАЗ за 9 месяцев произвел всего 4 легковых автомобиля, а грузовики и автобусы — и вовсе по нулям. Черкасский завод "Богдан" также фактически простаивает: ни одной легковушки и лишь 15 автобусов.

"Долгое время автомобильная отрасль Украины во многом зависела от монополизированности данного сектора экономики. В результате экономического кризиса спрос на продукцию отечественных производителей снизился из-за несовершенства технического оснащения предприятий и невозможности создания конкурентоспособных автомобилей", — объясняет Виктория Маналатьева, начальник отдела рынков автомобильной промышленности и других товарных рынков ГП "Держзовнишинформ".

В секторе грузовиков и автобусов дела обстоят немногим лучше. Относительно неплохие результаты демонстрирует только КрАЗ, который за 9 месяцев выпустил 480 грузовиков, однако и это на 51,2% хуже, чем за тот же период прошлого года, когда было выпущено 984 машин. Еле-еле теплится жизнь на заводе "Черкасский автобус", где за 9 месяцев произведен 113 автобус и 4 грузовика, а вот Часовоярский автобусный завод и бориспольский завод "Эталон" простаивают.

За девять месяцев 2016 года в Украине выпущено всего лишь 3213 автотранспортных средств

Коллапс: быть или не быть

Причины сложившейся ситуации очевидны: общественно-политический кризис, девальвация национальной валюты и существенное падение покупательской способности населения. Гораздо хуже, что дальнейшее падение автопроизводства может привести к коллапсу отрасли как таковой, ведь отсутствие предпосылок для быстрого восстановления экономики Украины в ближайшие годы делает ресурсоемкую автомобильную промышленность малопривлекательной для инвесторов.

"Сегодня Украина находится на том этапе, когда она может навсегда потерять автомобилестроительную промышленность, а с ней и сотни тысяч рабочих мест", — обрисовывает всю глубину проблемы Виктория Маналатьева.

Выходов, как водится, два. Первый — это остановка производства или перепрофилирование на выпуск другой продукции. По такому пути пошла, например, группа компаний "АИС", которая еще летом 2014 года прекратила выпуск легковых автомобилей на принадлежащем ей Кременчугском автомобильном заводе (собирались модели китайской марки Geely, а ранее — южнокорейской SsangYong). Правда, с учетом сравнительно небольших вложений (сборка автомобилей в Кременчуге велась крупноузловым способом) и наличия других направлений бизнеса ("АИС" занимается импортом и продажей автомобилей нескольких марок), остановка КрАСЗ не стала фатальной для компании. Сам завод в конце прошлого года был признан банкротом.

Второй вариант — восстановление автомобильной отрасли. Но этот процесс более трудоемкий, хлопотный и без гарантии быстрого успеха.

"Конкурентоспособную и прибыльную отрасль промышленности можно создать только путем глубокой реструктуризации и модернизации", — объясняет Виктория Маналатьева.
Понятно, что собственники всех отечественных автозаводов будут до последнего искать возможности для продолжения деятельности предприятий, однако при достижении определенного уровня убытков поддержание заводов на плаву потеряет смысл.

В отсутствии инвесторов заводам могли бы помочь стратегические партнеры, которые развернули бы на их мощностях выпуск собственных моделей. Однако таких партнеров пока не удалось найти даже гигантам вроде ЗАЗа и "Богдана", не говоря уже о более мелких предприятиях. А все потому, что производство и продажа в Украине новой модели нецелесообразны: на нее попросту не будет достаточного спроса, чтобы окупить вложения.

Оживление автопроизводства можно ожидать к концу года благодаря распродаже ранее накопившихся складских запасов и необходимости их пополнения

Сами автопроизводители, как обычно, взывают к государству. "Задачу восстановления автопрома невозможно решить без прямого участия государства, поскольку это очень ресурсоемкая индустрия, нуждающаяся в больших инвестициях и стабильном и прогнозируемом правовом поле, стимулирующем ее развитие", — считает Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации "Укравтопром".

В краткосрочной перспективе некое оживление автопроизводства можно ожидать к концу года благодаря распродаже ранее накопившихся складских запасов и необходимости их пополнения. Однако, учитывая по-прежнему невысокий спрос на автомобили, объемы выпуска не будут большими. "Следующая партия автомобилей запланирована к производству во втором полугодии", — отмечают на заводе, не раскрывая ни точных сроков возобновления выпуска, ни его объемов.

Жизнь без экспорта

Восстановление автопрома невозможно без экспорта, однако на данный момент практически все украинские автозаводы легкового и грузового направлений работают на внутренний рынок. Ранее основным экспортным рынком для отечественных предприятий была Россия, куда, например, ЗАЗ в лучшие годы поставлял до половины выпущенных автомобилей. Все изменилось после введения Россией в 2013 году утилизационного сбора на автомобили, что постепенно свело на нет поставки туда украинских легковушек и грузовиков. А последующая системная конфронтация между нашими странами и вовсе обнулила автомобильный экспорт.

"Страны, где традиционно присутствовала продукция украинского автопрома, сейчас активно реализуют политику системного государственного протекционизма, направленного на развитие собственного автопрома. В результате эти рынки фактически стали закрытыми для нашей продукции", — объясняет Георгий Овсянников.

На грузовом направлении более-менее активной экспортной программой сейчас может похвалиться разве что КрАЗ. Более того, именно экспорт помогает заводу держаться на плаву. Так, из 405 автомобилей, выпущенных в первом полугодии 2016-го, только 33% отправлено на внутренний рынок, остальное — это поставки в страны Азии, Африки, Латинской Америки.

Среди двух работающих легковых автозаводов возможности для экспорта сейчас есть только у ЗАЗа, однако перспективы не назовешь радужными. Завод продолжает производить и поставлять в Египет машинокомплекты для сборки на тамошнем предприятии GM Egypt моделей Aveo и Lanos. Кроме того, сейчас намечается контракт с одной из стран Африки, в которую отправлена омологационная партия из семи автомобилей. И пока что это все "перемоги" на экспортном фронте бывшего лидера отечественного автомобилестроения.

Среди двух работающих легковых автозаводов возможности для экспорта сейчас есть только у ЗАЗа

Подержанный против нового

При оценке перспектив восстановления украинского автопрома нельзя не учитывать еще один фактор, а именно недавнее многократное снижение акцизного сбора на ввоз подержанных иномарок, которое, как нетрудно догадаться, поспособствует отнюдь не росту отечественного производства.

"Либерализация таможенного оформления при ввозе подержанных легковых автомобилей, которая в первую очередь экономически выгодна для сегмента недорогих иномарок, вкупе с неконкурентоспособностью отечественной продукции может поставить крест на существовании отрасли", — отмечает Виктория Маналатьева.

Так, только за сентябрь в Украине на первичном рынке было зарегистрировано 10396 единиц автотранспортных средств. Из них бывших в эксплуатации — 3681 шт., или 35%. Общий объем первичных регистраций легковых автомобилей в сентябре составил 8 509 шт., из которых 32% (2738 шт.) пришлось на б/у авто, ввезенные в Украину. По сравнению с показателем сентября прошлого года первичный рынок секонд-хенда в этом сегменте вырос на 73%, а относительно августа этого года — в 10 раз.