Россияне могут купить ICQ

Инвесткомпания Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова может купить самый популярный в России мессенджер — ICQ. Сумма сделки может составить $200-250 млн
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

переговорах с AOL о покупке ICQ «Ведомостям» рассказал источник, близкий к акционерам DST. По его словам, аудитория этого популярного в рунете мессенджера могла бы пригодиться Mail.ru, подконтрольной DST. Дело в том, что у Mail.ru аналогичный проект «Агент@Mail.ru» с ежемесячной аудиторией около 12 млн пользователей и ICQ — его основной конкурент в России. Источник The Wall Street Journal, близкий к участникам потенциальной сделки, подтвердил факт переговоров с DST и сообщил, что речь может идти о $200-250 млн за компанию. Но другой близкий к DST менеджер говорит, что переговоры пока на ранней стадии и конкретные суммы не обсуждались. Комментировать переговоры с AOL представители DST не стали.

ICQ была создана в 1996 г. несколькими израильскими старшеклассниками, которые через два года продали ее AOL за $287 млн. Но на ключевом для IT-компаний рынке США ей не удалось отвоевать серьезную долю у мессенджеров Microsoft, Yahoo!, Google. Более того, ей пришлось конкурировать с аналогичным продуктом внутри AOL — AOL Instant Messenger (AIM). Доля ICQ в США в середине 2008 г. составила всего 2,3%, по данным Eco Communications, в то время как у AIM было 35% рынка.

В начале декабря AOL стала самостоятельной компанией, отделившись от Time Warner, и начала продавать непрофильные активы, в том числе ICQ. AOL оценила компанию в $300 млн. В числе интересующихся ICQ американская пресса называла и партнера DST по Mail.ru — холдинг Naspers. Но его гендиректор Кус Беккер это опроверг. А источник в DST говорит, что возможное партнерство с Naspers при покупке ICQ еще не обсуждалось.

Основные доходы ICQ приносят баннеры и контекстная реклама в результатах поиска. Правда, размер ее заработка неизвестен: AOL финансовые показатели ICQ не раскрывает. У ICQ есть два партнера в России — Rambler и «Яндекс» (см. врез). Они продвигают мессенджер через свои порталы и делят с ICQ доходы. Выручка Rambler от рекламы в ICQ составила в прошлом году около $6 млн, говорил ранее менеджер Rambler. «Яндекс» доходы от совместного проекта не раскрывает.

Если ICQ достанется Mail.ru, «Яндекс» и Rambler могут отказаться от сотрудничества с ней, предполагает руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам» Алексей Курасов. Если это случится, их аудитория, скорее всего, перейдет на собственные мессенджеры «Яндекса» и Rambler, поскольку здесь важен фактор лояльности порталу, а не сервису мгновенных сообщений, считает он.

«Яндекс» готов продолжать сотрудничать с ICQ, если после смены акционера пользователи и дальше смогут получать «аську» с поиском и другими сервисами «Яндекса» внутри, говорит представитель поисковика Дина Литвинова. Все будет зависеть от новых условий, соглашается представитель Rambler Константин Воронцов.