НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

"Роттердам+", RAB-тарифы и независимость: что ожидает отрасль от нового НКРЭКУ

Фото: depositphotos
Фото: depositphotos
К энергетикам на этой неделе вернулся регулятор — президент Порошенко назначил новых членов в НКРЭКУ, и они избрали главу комиссии. Кто это люди и какие задачи им предстоит решить?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

С марта 2018 года украинские энергетики жили без регулятора: в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НРКЭКУ) из семи необходимых членов работали только двое — глава комиссии Дмитрий Вовк и его коллега Руслан Машляковский. Их полномочия завершились 26 мая 2018 года.

К этому времени на конкурсном основании в новые члены комиссии удалось отобрать 10 кандидатов, из которых президент Петр Порошенко назначил пятерку: Александра Формагея ("Укргидроэнерго"), Елену Антонову (ДТЭК), Оксану Кривенко (сотрудник НКРЭКУ), Дмитрия Коваленко (НЭК "Укрэнерго") и Евгения Маглеванного (Госэнергоэффективности).

И если предыдущий состав НКРЭКУ лицензиаты называли не иначе как "космонавтами" (как с положительной, так и с отрицательной коннотацией), то новых членов можно назвать "отраслевики".  

Сегодня НКРЭКУ выбрала главой Оксану Кривенко, и комиссия официально начала работу. Delo.UA вспомнило резонансные решения "президентской" НКРЭКУ и попросило экспертов определить ключевые точки для нового регулятора, которые покажут — получила украинская энергетика независимого арбитра или нет. 

Чьи интересы затрагивает комиссия

Комиссия влияет на конечную цену энергоносителей и коммунальных услуг для всех потребителей в Украине (бытовых и бизнеса).

Для примера возьмем электроэнергию: без согласования с правительством НКРЭКУ не меняет тарифы для населения, но регулярно пересматривает тарифы для небытовых потребителей — промышленности, бизнеса, административных и коммунальных зданий.

Именно этот сегмент потребляет больше всего э/э. Например, только промышленность использует свыше 40% от всего объема. Решения НКРЭКУ затрагивают интересы всех промышленных групп Украины: СКМ Рината Ахметова, Eastone Виктора Пинчука, "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, "Прайм Эссетс Кэпитал" Петра Порошенко, УИГ Виталия Антонова, "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского, Group DF Дмитрия Фирташа и др.

Причем, как и в случае с НДС, стоимость энергоносителей бизнес закладывает в цену своей продукции — металла, продовольствия, квартир, которую заплатит либо украинский покупатель, либо иностранный.

Также комиссия устанавливает тарифы государственным атомным, гидро- и гидроаккумулирующим электростанциям. Все угольные станции тоже подотчетны НКРЭКУ: это десять ТЭС энергохолдинга "ДТЭК" Рината Ахметова, две ТЭС "Донбассэнерго" Игоря Гуменюка и три ТЭС государственного "Центрэнерго".

Комиссия контролирует транспортировку энергоносителей. Например, тарифы и расходы всех облэнерго страны, интересы в которых есть у большинства украинских олигархов: у Константина Григоришина есть акции в 11 облэнерго, у Игоря Коломойского — в шести, ДТЭК Ахметова скупил акции трех, Игорь Суркис владеет долей в трех, а VS Energy, которую связывают с российским депутатом Александром Бабаковым, — девяти украинских облэнерго. 

Облгазы как естественная монополия тоже в ответственности НКРЭКУ. И хотя газовые сети принадлежат государству, управляют ими частные компании. Самая крупная — неформальная группа "Региональная газовая компания", которая управляет облгазами Дмитрия Фирташа.

Может ли этот орган стать независимым

Эксперты, опрошенные Delo.UA, сходятся во мнении, что новые члены комиссии —  профессионалы в сфере энергетики с практическим опытом, который не вызывает сомнений. Аналитический центр Dixi Group также проверил каждого кандидата на конфликт интересов, несоответствие задекларированного дохода тратам и имуществу, скандалов в публичной сфере. По словам аналитика центра Андрея Билоуса, "темных пятен" у финалистов не обнаружилось.

По этой причине Ольга Кошарна, директор по информации "Украинского ядерного форума" рассчитывает, что новые комиссионеры будут заботиться о своей репутации, а не выполнять свои обязанности в должности по принципу "после нас — хоть потоп".

"Не сомневаюсь, что на них будет оказываться давление как со стороны президентской вертикали, так и крупного частного бизнеса, который привык к тому, что всегда имел всевозможные преференции от решений управляемых им членов НКРЭКУ", — говорит Кошарна.

Экс-член комиссии Андрей Герус, глава "Ассоциации потребителей э/э и коммунальных услуг", считает, что у "президентской" комиссии были проблемы и с политической независимостью. "Самостоятельные решения принимались только по непринципиальным вопросам вроде тарифа на воду в Ровно. А вот по масштабным, вроде "абонплаты" за газ, RAB-тарифов, "Роттердам+", — скорее не самостоятельна", —  отозвался о предыдущем составе комиссии эксперт.

Билоус говорит, что законодательство максимально ограничило финансовое влияние на членов НКРЭКУ бывших работодателей или политиков: в 2018 году комиссия получила финансовую независимость. Согласно ст. 13 закона об НКРЭКУ, бюджет комиссии формируется за счет ставки за регулирование, которая не должна превышать 0,1% от чистого дохода лицензиата. В 2018 году комиссия располагает бюджетом в 396 млн грн — 0,073% от 550 млрд грн суммарного чистого дохода регулируемых компаний в 2017 году. В 2019 году бюджет будет еще больше, ведь объем рынков вырос до 700 млрд грн.

Однако помешать работе комиссии могут не только внутренние проблемы и давление рынка. У НКРЭКУ больше года тянется противостояние с Кабмином и другими органами, которое в публичной плоскости вылилось в избирательную публикацию постановлений комиссии.

"Новому составу нужно хорошо настроить сотрудничество с другими органами власти, чтобы, хотя бы в ключевых вопросах реформы энергорынков, у всех была единая позиция", — отмечает Билоус.  

Опрошенные эксперты ждут от нового состава пересмотр уже принятых постановлений и подготовку качественной "нормативки" для реформ энергетического сектора. В частности, пересмотр формулы "Роттердам+", RAB-тарифам.

Билоус обращает внимание, что из-за утраты кворума, комиссия отстала от графика по вторичному законодательству для закона "О рынке электроэнергии". В контексте этого  Кошарна ожидает решения о повышении цен на электроэнергию для населения.

"Последнее сделать необходимо, иначе спираль перекрестного субсидирования будет раскручиваться дальше, и переход к новой модели рынка электроэнергии станет проблематичным", — считает эксперт.

Герус прогнозирует, что у новой комиссии есть шанс в два-три месяца, чтобы отстоять свою независимость: "Если сломаются в начале на каких-то решениях — все, дальше только вниз".

Самые резонансные решения предыдущего состава комиссии

Пять волн повышения тарифов на электроэнергию для населения. В 2015 году комиссия пыталась ликвидировать перекрестное субсидирование оплаты электроэнергии: это когда бизнес платит за электроэнергию в несколько раз больше, чем население.

За два года цена электроэнергии для населения выросла в 2,5 раза. Это должно было остановить дотирование промышленниками цен для населения, но из-за подорожания производства э/э проблема осталась. Только в апреле 2018 года дотации составили 3,3 млрд грн. Цена электроэнергии для населения вновь не покрывает себестоимость производства.

Роттердам+. В 2016 году комиссия боролась с дефицитом антрацита для украинских ТЭС. Учитывая, что все антрацитовые шахты расположены на НКТ, источником угля для станций был либо импорт, либо поставки с оккупированных территорий.

"Мы отталкивались от того, что 40% угля добывается на неконтролируемой территории. Весь 2015 год все были "по колено в крови", чтобы привезти этот уголь", — объяснял позицию комиссии Дмитрий Вовк.

Чтобы избавиться от проблем с углем генерирующим компаниям дали дополнительный ресурс для импорта антрацита: прогнозная цена угля для украинских ТЭС рассчитывается по формуле — API2+фрахт (усредненные 12-месячные котировки на бирже Роттердама плюс доставка в Украину). Формулу одобрили в правительстве, профильном министерстве, не нашлось претензий у АМКУ.

Впрочем, станции не особо нарастили импорт угля и, когда в начале 2017 года некие патриоты перекрыли железные пути из ОРДЛО, оказалось, что антрацит из НКТ продолжали возить на украинские ТЭС.

После запрета торговли с ОРДЛО, крупнейшим импортером угля в Украину в 2017 году стала Россия, поставив 73,9% — 3,763 млн тонн угля. По данным НКРЭКУ, позиции российского импортного угля в Украине прочны и в июне 2018 года составят 78%. При этом доля импортного угля на станциях снизилась до 26%.

"Абонплата за газ". Комиссия предлагала устранить проблему сезонности в работе облгазов: больше всего поступлений от бытовых потребителей предприятия получают в отопительный сезон. Кроме того, по нынешнему тарифу плата за доставку газа "зашита" в общий тариф.

Из-за привязки выручки к объемам потребления облгазы зависят от крупных потребителей. Если какое-то промпредприятие останавливается, облгаз не получает своей плановой выручки, но обязан поддерживать всю газовую сеть в рабочем состоянии.

НКРЭКУ предложила внедрить фиксированную месячную плату и привязать ее к мощности присоединения (или максимальной мощности счетчика). По подсчетам экспертов, такая методика привела бы к росту расходов  за транспортировку природного газа для бытовых потребителей в 4-8 раз для обладателей газовой плиты и в 1,8-3,8 раза для обладателей газового котла. Но при потреблении от 1500 до 2000 куб. м в год (и счетчике G4) абонплата либо не менялась, либо снижалась почти во всех регионах (абзац уточнен после публикации). 

Как оказалось, внедрить ее обещали по программе МВФ. Но методику и скорость в ее внедрении раскритиковали премьер и президент, и облгазы до сих пор работают на тарифах 2016 года — 514 грн за 1000 куб. м.