С больного на здорового: в чем конфликт между "Укрзализныцей" и зернотрейдерами

С больного на здорового: в чем конфликт между "Укрзализныцей" и зернотрейдерами
В "Укрзализныце" заявили, что неэффективное использование клиентами зерновозов приводит к увеличению оборота вагонов и срывает выполнение заявок отправителей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Конфликт "Укрзализныци" с зернотрейдерами вокруг дефицита вагонов и тяги продолжает нарастать. Реагируя на критику зернотрейдеров относительно проблем с предоставлением зерновозов, государственный перевозчик "Укрзализныця" отметил, что критические заявления зернотрейдеров — это попытка переложить ответственность за свою неэффективную работу на перевозчика — ПАО "Укрзализныця".

"УЗ для предоставления перевозок зерновых грузов использует весь свой рабочий парк зерновозов. За 11 месяцев 2017 года отправлено 401,1 тыс. вагонов. Для увеличения объемов перевозок зерна клиенты должны ускорить оборот зерновозов и не задерживать их в ожидании выгрузки в портах. Также элеваторы должны соответствовать заявленным планам, а отправки — осуществляться весь год, а не сезонно", — рассказали в УЗ.

В ведомстве напомнили, что на сегодняшний день в рабочем парке ведомства около 10 тыс. зерновозов, а общий вагонооборот составляет 10 суток.

В чем проблема

В "Укрзализныце" назвали три основные проблемы, с которыми сталкивается ведомство в работе с отправкой зерновых грузов. Первая — сезонность перевозок зерновых.

"В середине года есть провал в перевозках, но с выходом на максимальную мощность под конец. В этой ситуации нужно понимать, что в пик перевозок УЗ нуждается в наибольшем количестве тягового и подвижного состава, тогда как в середине года есть его избыток", — отметил директор по экономике и финансам публичного акционерного общества "Укрзализныця" Андрей Рязанцев.

Вторая проблема — оборот зерновозов и их количество. По словам Рязенцева, УЗ обращалась к участникам рынка зерновых перевозок с предложением купить вагоны и передать их УЗ в лизинг на 5 лет. "За эти 5 лет, обеспечивая грузоперевозки зерновых клиентов, которые купили зерновозы, УЗ выкупила вагоны и забрала в свою собственность… Это предложение рынок не воспринял, и, в конце концов, мы не получили ни одной позитивной обратной реакции", — заявил Рязенцев.

Что касается оборота вагонов, то в "Укрзализныце" сетуют, что зернотрейдеры подают заявки на вагоны в оперативном режиме, за 3-5 суток до планируемой отправки грузов. В УЗ сообщили, что для максимального вывоза и выполнения задач по экспорту грузов необходимо внедрить планирование отправки грузов. Например, заявки на вагоны нужно подавать за 15 суток до начала месяца перевозок.

"В сентябре было запланировано 53,72 тыс. вагоноотправок, только 1,95 тыс. отправок из них были заблаговременно запланированы согласно инструкции планирования ж/д грузовых перевозок. Участники рынка хотят осуществлять свою деятельность в оперативном пространстве — заказать вагоны за 3-5 суток. Они ставят нереальные задачи для УЗ и даже при всех технических возможностях мы не можем идеально реагировать", — рассказал глава филиала "Центр транспортной логистики" (ЦТЛ) "Укрзализныци" Сергей Подгородецкий. Плюс, по его словам, нужно добавить фактор пропускных способностей портов и припортовых станций. К примеру, пропускная способность всего сегментов грузов "Одесса-порт" составляет только 600 вагонов в сутки.

Он также отметил, что из-за хаотического планирования среднесуточно в ожидании выгрузки в портах Большой Одессы пребывает "как груз под охраной, как склады на колесах, от 4,9 тыс. до 5 тыс. вагонов-зерновозов", а средний простой зерновоза может достигать 12-14 суток.

Кроме того, сообщили в УЗ, инфраструктура элеваторов должна соответствовать заявленным планам, а наличие грузов должно контролироваться собственниками элеваторов.

"Сегодня элеваторы запустили на свои мощности на отправку грузов огромное количество посреднических компаний, которые фактически своими заявками оперативного планирования забивают мощности станции, на которых размещены элеваторы", — уточнил Подгородецкий.