Сезон окончен: экспорт зерна из Украины составил 4/5 возможного

Экспортные пошлины, упразднение НДС и морозы — эти факторы оказали негативное влияние на темпы экспорта зерна и привели к тому, что при рекордном в истории урожае в 56 млн тонн объем отгрузок оказался далеким от потенциально возможного

В завершившемся 30 июня 2011/2012 маркетинговом году Украина экспортировала около 23 млн. тонн зерна из рекордного в истории страны урожая в 56,7 млн тонн.
Большая часть экспортных поставок пришлась на кукурузу — более 12,2 млн. тонн (с сентября-2011 по май-2012). Пшеницы за 11 месяцев было вывезено около 5 млн тонн, ячменя — 2,3 млн. тонн. По экспорту ячменя сезон стал наибольшим разочарованием — Украина утратила статус мирового лидера по поставкам этой культуры, скатившись с первого места на пятое и уступив Австралии, Аргентине, ЕС и России.

По данным компании GrainUkraine, более трети (6,6 млн. тонн) всего украинского зерна было куплено странами Ближнего Востока — Саудовской Аравией, Ираном, Сирией. В Серверную Африку (Египет, Тунис) Украина продала около 6 млн. тонн, Евросоюз купил 4,5 млн. тонн, то есть около пятой части всего проэкспортированного (22,6%). Существенно вырос удельный вес рынков Восточной Азии (Япония и Южная Корея) — до 10% в структуре покупателей. Топ-20 стран-покупателей украинского зерна — см. инфографику.

Меньше, чем могли

Результат в 23 млн. тонн, на который по итогам сезона вышла Украина, минимум на 20% ниже потенциально возможного и прогнозируемого на старте сезона. "Потенциал экспорта в 2011/2012 МГ оценивался на уровне 26-27,5 млн. тонн зерна. На темпах внешней торговли негативно отразились административные меры на старте сезона, а также замерзание портов в начале 2012 года", — говорит аналитик компании "Драгон Капитал" Тамара Левченко.

В первые месяцы маркетингового года объемы ежемесячного экспорта находились на критически низком уровне — в июле 2012 года было вывезено всего около 380 тыс. тонн зерновых. На темпах торговли негативно сказалось введение экспертных пошлин на три основные сельхозкультуры (пшеницу, ячмень и кукурузу) и упразднение возврата НДС при операциях с сельхозкультурами. Обе новации вступили в силу с 1 июля. "Произошло это потому, что в госбюджете не хватало денег и искали, где их можно найти. Нам — экспортерам зерна — по году надо было возвращать 6 млрд., а тут еще Евро, так что надо было на ком-то сэкономить. Сэкономить решили на аграриях — видимо, в силу привычки", — вспоминает Владимир Клименко, глава Украинской зерновой ассоциации.

По его словам, упразднение НДС уменьшило закупочную цену на 20%, а пошлины отминусовали еще 10%. Заниженные на треть цены в Украине на фоне рекордно высоких на мировом рынке не устраивали сельхозпроизводителей, которые начали придерживать свою продукцию. "Экспортеры взялись за работу, компании заказали суда, корабли плывут, а товара нет. Мы бросились закупать, а по такой цене производители не продают, — поясняет глава УЗА. — Мы начали тормозить корабли, железная дорога за июль-сентябрь не получает доходы в бюджет, транспорт стоит — так потеряли 4 месяца. В это время наши друзья-россияне спокойно экспортируют 10 млн. тонн на те рынки, куда должны были поставлять мы. Мы им освободили место, за что они нам сказали большое спасибо". До конца 2011 года за первую половину сезона Украина экспортировала 9,8 млн. тонн зерновых. Для сравнения, результат России за тот же период — 18 млн. тонн.

Экспортные пошлины на пшеницу и кукурузу были упразднены 22 октября 2011 года, вывозной налог на ячмень (14%, но не менее 23 евро/тонна) перестал действовать с 1 января 2012 года. После нового года экспорт существенно активизировался, однако его естественным ограничителем стали возможности инфраструктуры. "Укрзализныця" не могла удовлетворить резко возросший спрос на вагоны, а подъездные пути к портам не справлялись с пиковой нагрузкой. В январе участники зернового рынка подписали меморандум с "Укрзализныцей", где оговорили ритмичность поставок, после чего ситуация улучшилась, однако наверстать упущенное и выйти на прогнозные показатели было уже невозможно. Кроме того, возникали проволочки с выдачей разрешительной документации на перемещение зерна.
Также затормозили экспорт и февральские морозы, которые привели к замерзанию портов и блокировали навигацию. За февраль Украина экспортировала всего 1,6 млн. тонн при ожидаемом показателе в 2 млн.

Не поспели к ценам

"По факту уже можно сказать — наш бы, украинский урожай, да продать в июле месяце. Мы бы имели колоссальные доходы, которых не получили", — так оценивают ценовую конъюнктуру игроки рынка в прошлом сезоне. "Если говорить о мировых ценах на зерновые, то, к примеру, на биржах фуражная пшеница и ячмень урожая 2011 года имели действительно наиболее привлекательные цены в период с июля по август 2011 года", — поясняет Светлана Воронова, директор департамента продаж HarvEast Holding.

Однако в июле-августе, когда цены на зерно были максимальными, Украина как поставщик фактически отсутствовала на мировом рынке зерна. Хотя основной причиной этого считаются экспортные пошлины, участники рынка признают, что не только они были причиной сокращения поставок и упущенной возможности получить максимум прибыли. "Можно в значительной степени согласиться с утверждением, что на старте сезона экспортные цены были наиболее привлекательными, — говорит Роберт Бровди, коммерческий директор компании "Хлеб Инвестбуд". — Однако экспортные пошлины на пшеницу, ячмень и кукурузу были далеко не единственной, хотя и весьма существенной причиной того, что Украина как влиятельный мировой экспортер зерновых не сумела воспользоваться благоприятным моментом в начале сезона". По его словам, Украина входила в новый сезон после неурожайного года и, в отличие от той же России, с достаточно скромными конечными запасами зерна. Во-вторых, после начала уборки в ожидании дальнейшего роста мировых цен украинские аграрии не спешили продавать зерно нового урожая экспортерам. В-третьих, с 1 июля 2011 г. вступили в действие новации Налогового кодекса, согласно которым экспортеры зерна лишились права на возмещение НДС.

Ценовая конъюнктура на протяжении сезона менялась несколько раз. В то время как в позапрошлом сезоне (2010/2011МГ) на протяжении довольно длительного периода с июля 2010-го и до конца мая 2011-го наблюдался устойчивый и неуклонный рост мировых цен на зерно, в сезоне 2011/2012 ценовая ситуация была разноплановой. В целом участники рынка выделяют четыре периода динамики ценовой конъюнктуры на внешних рынках. "Первый период — это июль-август 2012 года, когда после коррекции межсезонья цены снова пошли вверх. Второй период, с начала сентября и до середины декабря 2012-го, обозначился затяжным и ощутимым падением рынков. Январь-апрель 2012 года (третий период) стал временем повышательного выравнивания ценовой конъюнктуры, а также ее умеренной волатильности. И, наконец, со второй декады мая 2012 года мы наблюдаем очередное сезонное падение стоимости зерна на внешних рынках", — перечислил Роберт Бровди.

В 2011/2012 МГ наблюдались значительные колебания цен на мировых биржах по фуражной пшенице (от 262,5 $/тонна в августе 2011-го до 202,5 $/тонна в декабре 2011-го). "В целом ценовой тренд по фуражной пшенице в 2011/2012 МГ можно охарактеризовать снижением мировых закупочных цен с конца сентября по октябрь 2011-го, а также с декабря до середины января 2012 года, а по ячменю наблюдался ценовой спад с конца сентября 2011-го по январь 2012 года", — говорит Светлана Воронова.

Минимальными цены на зерновом рынке Украины были в период с октября по декабрь 2011 года, и основной причиной такого ценового падения являются последствия экспортных квот на экспорт, действовавших в начале сезона.

По оценкам экспертов, завершившийся сезон генерировал рекордную сумму недополученного дохода для сельхозпроизводителей — более 45 млрд гривен. Эту сумму сформировали невозврат НДС при экспорте, экспортные пошлины, ручное регулирование цен на продовольствие — всего более 10 факторов. "Последний год дал рекордную сумму в 45,6 млрд. гривен, которую недополучили аграрии. В перерасчете на гектар это составляет около 1,9 тыс. гривен, которых государство не дало заработать", — сказал глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.