Сколько пива выпили украинцы в 2011 году

За 2011 год украинцы выпили по 120-125 литров пива, или 275 млн дал пива совокупно. Это на 3% меньше, чем в 2010-м, и на столько же больше, чем в кризисный 2009 год.

В 2011 году каждый украинец (без учета детей и 40% взрослых, не употребляющих слабоалкогольные напитки) выпил по 120-125 литров пива, или 275 млн дал пива все вместе. Это на 3% меньше, чем в 2010-м, и на столько же больше, чем в кризисный 2009 год.

Снижение потребления пива подтверждают и исследования MMI Ukraine, которое летом провела компания TNS. Аудитория потребителей напитка в городах с населением свыше 50 тыс. сократилась на 3% — в первом полугодии 2011-го пиво хотя бы раз пробовали 59,3% населения в возрасте 16–65 лет. При этом сократилось количество тех, кто пил пиво несколько раз в неделю, а выросло — несколько раз в месяц и реже.

Уменьшение продаж пива связано не с повальным увлечением здоровым образом жизни, а с повышением цен и снижением покупательной способности населения. Средняя стоимость литра пива увеличилась за год более чем на 12% из-за роста цен на сырье в первую очередь — солод) и упаковку, подорожания тарифов на энергоносители, транспортных тарифов и пр. Рост цен на пиво отстал от инфляции — специалисты отрасли соглашались на снижение прибыльности, но продукт все равно стал не по карману значительной части потребителей.

И многие перешли на ТМ подешевле. "В 2011 году среднеценовой сегмент впервые займет менее половины рынка, его доля сократится с 52% до 46%. Платежеспособный спрос населения уменьшился, что свидетельствует либо о начале кризисного периода, либо об ожиданиях кризисных явлений", — утверждает финансовый директор компании Carlsberg Ukraine Александр Говядин.

А еще в начале года производители пива ожидали 10%-ный рост продаж. Весь год они привлекали внимание к своим ТМ с помощью ребрендинга, выведения новых марок, осваивания новых ниш и массовой рекламой. "Тройка лидеров* за последний год обновила свои ключевые бренды", — комментирует директор по правовым и корпоративным отношениям ПАО "САН ИнБев Украина" Денис Хренов. Но покупатели надежд не оправдали.

В 2012 году, как прогнозируют игроки рынка, пивной рынок ожидает спад продаж на два процента. Против специалистов отрасли играет снижение платежеспособности населения, за — проведение Евро-2012. "В следующем году в Украину приедет много иностранных гостей и мы планируем увеличить продажи. Но чемпионат будет длиться всего три недели и может не сыграть решающей роли на фоне негативных макроэкономических или плохих погодных факторов", — предполагает Александр Говядин. Тем не менее директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов, напротив, ожидает роста продаж на 10-15% в связи с проведением турнира. "Активная реклама от двух крупнейших игроков рынка и спонсоров футбольного чемпионата обязательно отразится на продажах", — уверен эксперт.

* По данным АС Nielsen, в сентябре 2011 года тройка лидеров рынка выглядела так: AB InBev (ТМ "Чернiгівське", "Рогань", "Янтар", Stella Artois, Staropramen, Beck"s, Leffe, Hoegaarden, Lowenbrau); Carlsberg ("Славутич", "Львівське", Tuborg, "Балтика", Carlsberg, Holsten, Corona, Negra Modelo, "Арсенал", "Хмільне", "Квас Тарас", Top Tea, Somersby, Guinness, Kilkenny, Harp) и "Оболонь" (ТМ "Оболонь", Magnat, Hike Premium, Zibert, Bitburger, "Десант")