- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Смогут ли работать промпредприятия, "национализированные" в ОРДЛО?
Возможная "национализация" крупных действующих предприятий на оккупированной части Донецкой и Луганской областей вызвала тревогу не только у их владельцев, но и у широких слоев населения. Ведь сейчас металлургические предприятия и шахты, территориально находящиеся в городах, не контролируемых правительством Украины, провели перерегистрацию юридических лиц на подконтрольной территории. Например, Енакиевский МЗ и "Краснодонуголь"платят налоги в бюджет Мариуполя, Алчевский МК — Северодонецка, корпорация ИСД — Краматорска.
С одной стороны, в непризнанных республиках относительно успешно работают сети магазинов и перерабатывающие предприятия, ранее принадлежавшие украинским бизнесменам. Но с другой, тяжелая промышленность — бизнес, ориентированный на экспорт.
Например, завод бытовой техники "Норд" бывшим владельцам пришлось продать российской компании. Также есть негативный опыт "национализации" промышленных активов. "Республикам" не удалось вернуть к жизни "Донецкий электрометаллургический завод", остановлен "национализированный" прошлой осенью харцызский филиал компании "Стальканат Силур".
Delo.UA обратилось к юристам с вопросом: "Смогут ли предприятия, "национализированные" непризнанными республиками, закупать сырье за пределами "ЛДНР" и экспортировать готовую продукцию на традиционные рынки?"
Вольга Шейко, юрист юридической фирмы "Астерс":
Говоря об экспортных операциях, необходимо понимать, что все упирается не только в таможенный контроль, а в первую очередь, в расчет по ВЭДовским операциям и валютный контроль, который предусматривает наличие как минимум банковской системы, и множество нюансов, связанных с качеством, пошлинами и налогами.
Именно поэтому говорить об экспорте готовой продукции по всему миру предприятий, зарегистрированных на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей, неправильно и некорректно. Перевалочные пункты импорта через территорию Российской Федерации существуют, но не более того. Если даже предположить, что будут со временем восстановлены аэропорты, то в политических условиях, существующих на сегодняшний день, ни одна авиакомпания не позволит посадить самолет на данной непризнанной территории. Такова мировая практика, и рассчитывать на противоположное — утопия.
Касательно же закупки сырья, на сегодня ни для кого не секрет, что таковое может заходить на данные территории со стороны не только РФ, а и Украины. Тесные промышленные связи не дают возможности разделить территории росчерком пера. Когда строились те или иные заводы, продумывалась инфраструктура и, соответственно, сырьевые базы для бесперебойной работы производств.
И неважно, квартира ли это конкретного человека или крупный промышленный объект.
Так, необходимо понимать, что, например, Енакиевский металлургический завод, который принадлежит "Метинвесту", работая на неподконтрольной территории и зарегистрированный на территории Украины как гигантский промышленный комплекс, интересен как украинской стороне (как плательщик налогов), так и так называемой "ДНР". Однако покуда налоги платятся в казну Украины, работает и завод. Ведь руды, за счет которой он живет, нет на неподконтрольной территории и, соответственно, она поставляется исключительно с территории Украины. Если же на завод перестанет поставляться руда, он попросту остановится и его порежут на металл, как это произошло с массой других важных производственных объектов. А на "купи-продай" долго не проживешь. Для существования людей и наличия рабочих мест нужно производство. Поэтому сказать, что "национализация" преследует интересы народа, вряд ли возможно.
Евгений Блинов, партнер Eterna Law
При заключении контрактов купли-продажи предприятиями никакой государственный орган не проверяет их государственную принадлежность и вопрос "признания" каких-либо квазигосударственных или иных образований. Другое дело, что правоспособность такого предприятия будет под вопросом, и заключенный контракт будет иметь силу протокола о намерениях. Да и исполнить такой контракт будет фактически невозможно: предприятие не сможет открыть банковский счет, легальная транспортировка и таможенная очистка через сопредельные территории будет невозможна и возникнут существенные сложности с оформлением товарно-транспортной документации (например, сертификат происхождения).
Других вариантов просто не останется.
Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex
В "народных республиках ЛНР и ДНР" грозят ввести временные администрации на предприятиях, которые не встанут на учет в налоговых органах республик и не начнут платить налоги с доходов, получаемых на территории республик. Фактически речь идет о "национализации" украинских предприятий, осуществляющих свою деятельность в самопровозглашенных республиках. Безусловно, уплата налогов как в народных республиках, так и на территории Украины является достаточно накладной. Но если конкретное предприятие не готово быть "национализированным", ему придется платить налоги в соответствующих республиках. Однако возникает вопрос о легитимизации внешнеэкономических отношений между предприятием, зарегистрированным на территории "ЛНР/ДНР", и предприятиями, работающими на мировых рынках.
Исходя из того, что "ЛНР/ДНР" не признаны мировым сообществом как суверенные государства и, соответственно, не являются субъектами международных правоотношений, ведение внешнеэкономической деятельности с предприятиями, "национализированными" властями республик, не представляется возможной.
Безусловно, ни одно предприятие, работающее на цивилизованных рынках Европы и США, не будет приобретать продукцию у "национализированных" предприятий, работающих в самопровозглашенных республиках, и не признает сертификаты продукции, выданные органами народных республик.
Соответственно, либо предприятия, в отношении которых ставится вопрос о "национализации", продолжат свою работу в правовом поле Украины, либо их необходимо легитимизировать путем вывода в юрисдикцию, которая признается мировым сообществом.
И осуществления торговли уже не от имени предприятий-резидентов непризнанных республик, а фактически от имени российских предприятий. Однако в этом случае может встать вопрос ограничений на торговые отношения между РФ и западными странами через санкционные механизмы, введенные США и странами ЕС, против РФ после аннексии Крыма и оккупации части Донецкой и Луганской областей Украины.
Таким образом, представляется, что "национализация" украинских предприятий властями самопровозглашенных республик приведет к остановке экспортных взаимоотношений. На сегодняшний день отсутствует схема легализации такой деятельности.