НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

Социальная ответственность в сфере рекламы азартных игр

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
Реклама — это своего рода лицо оператора и его визитная карточка одновременно, но она не должна давать ложных надежд или невыполнимых обязательств
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Прошел год с момента вступления в силу Закона Украины "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" № 768-IX, который вернул игорный бизнес из теневого в легальный рынок. И уже сейчас, когда открылись и заработали не только онлайн-казино и букмекерские пункты (которые намного проще "запустить" и администрировать), но и офлайн-казино, можно подвести первые итоги их деятельности, и не только с позиции наполнения бюджета налогами.

Да, фискальная составляющая важна, но это только часть работы легального рынка азартных игр и… она обычно не так интересна общественности и игрокам, как реклама гэмблинга и честная и ответственная игра, которую гарантируют своим клиентам лицензированные операторы рынка.

Почему так? Во-первых, потому что государственный бюджет — это нечто весьма далекое от повседневной деятельности граждан и малоприменимое в реальной жизни абсолютного большинства украинцев, хотя и важное для страны в целом. Во-вторых, потому что все происходящее с госфинансами требует профильного образования и специальной подготовки для понимания, а вот реклама и сами азартные игры — намного ближе и понятнее, да и особой квалификации для восприятия не требуют. Кроме того, с анализом бюджетных доходов мы сталкиваемся редко, а вот рекламу имеем возможность наблюдать и слышать чуть ли не ежедневно. Именно поэтому легальные операторы рынка должны нести ответственность не только за качество организации и проведения азартных игр, но и их рекламы.

По отношению к бизнесу народную мудрость о том, что встречают по одежке, а провожают по уму, можно трансформировать во "встречают по рекламе, а провожают по уровню сервиса".

Именно с рекламы обычно начинается знакомство любого потенциального игрока с оператором рынка. Следовательно, реклама — это своего рода лицо оператора и его визитная карточка одновременно. И эта самая визитка не должна давать ложных надежд или невыполнимых обязательств. Применительно к рынку азартных игр под таковыми следует понимать даже намеки на то, что "выиграть в азартную игру легко" или что "участие в азартных играх может быть источником доходов, альтернативным работе".

Поскольку последние двенадцать лет гэмблинг в Украине был вне закона, сложно ожидать, что рекламные агентства и/или PR-компании смогут самостоятельно, без жесткого контроля со стороны операторов рынка производить рекламную продукцию, которая бы и соответствовала законодательным нормам, и не раздражала граждан своей навязчивостью и монументальностью. Да, желание тех, кто разрабатывает, производит и размещает рекламу побольше заработать за счет "наводнения" рекламой всех возможных предназначенных для её размещения площадок, понятно. Однако, "що занадто, то нездраво", и если инструменты продвижения азартных игр начинают раздражать граждан, то начинает страдать рынок, а политики-популисты получают в свое распоряжение аргументы, направленные против легализации гэмблинга.

Подобные риски прогнозируемы и очевидны, и потому легальные операторы уже сейчас пытаются выработать общую стратегию и даже некий консолидированный "кодекс поведения" в рекламной сфере, который бы работал на общий позитивный имидж украинского игорного рынка, а не какой-то компании в отдельности. Сложно сказать, какие именно санкции будут применяться к нарушителям этого кодекса со стороны других участников рынка, но то, что самоорганизация и саморегуляция на рынке пойдут на пользу как операторам так и игрокам, по крайне мере за счет использования в рекламе инструментов самоограничений и самоконтроля, — это неоспоримо.

Кроме того, создание такого инструмента саморегуляции рынка, как "кодекс поведения", говорит о появлении пула социально ответственных компаний-операторов, которые используют рекламу в качестве одного из средств маркетинга. При этом решаются сразу несколько бизнес-задач:

• информация об операторах и их услугах попадает к конечным потребителям, не злоупотребляя их вниманием, но обеспечивая широкий охват целевой аудитории;

• происходит рациональное и точечное позиционирование брендов операторов рынка как социально ответственных игроков в отрасли;

• имиджевые дивиденды от грамотно спланированной маркетинговой политики усиливают доверие к легально работающим на игорном рынке компаниям.

А вот для тех, кто намеревается игнорировать логику и здравый смысл или уж очень сильно увлечен стяжательством, напомню, что законодатель предусмотрел весьма жесткие нормы по отношению к нарушителям положений о рекламе азартных игр. Запреты и ограничения отражены в нормах статьи 22-1 Закона Украины "О рекламе". Так, закон напрямую запрещает:

• рекламировать азартные игры в телевизионных и радиопрограммах (в том числе и в интернет-передачах) в период с 6:00 до 23:00;

• использовать в качестве рекламных моделей лиц, не достигших 21-летнего возраста, а также применять в качестве рекламных носителей товары, предназначенные для граждан, не достигших 21 года (одежду, обувь, детские игрушки и т. д.);

• размещать рекламу азартных игр во всех печатных средствах массовой информации (кроме специализированных изданий, посвященных азартным играм).

Кроме того, реклама азартных игр должна сопровождаться текстами предупреждения следующего содержания: "Участие в азартных играх может вызвать игровую зависимость. Придерживайтесь правил (принципов) ответственной игры". При этом каждому предупреждению должно быть отведено не менее 15% площади (объема) всей рекламы.

Привлекательность рекламы и прямой обман игроков — это совершенно различные понятия. И если оператор рынка "забывает" об этом в погоне за прибылью, то здесь на защиту прав граждан встает закон и национальный регулятор. Такая "забывчивость", кстати, достаточно дорого обойдется — в 300 минимальных зарплат (почти 2 млн грн) за каждое нарушение. И это еще не все. За размещение рекламы в нарушение п. 9 статьи 22-1 ЗУ "О рекламе", в соответствии с частью 1 статьи 203-2 Криминального кодекса Украины может наступить и уголовная ответственность (так как подобная деятельность может быть квалифицирована как соучастие в незаконной деятельности по организации или проведению азартных игр и лотерей).

Потому лучше помнить о том, что реклама — двигатель торговли, а не инструмент манипуляций и облапошивания граждан.

Источник фото: Depositphotos