Спасут ли цементные заводы украинский углепром

Почему украинских цементников не устраивает отечественный уголь и как квота на ввоз его зарубежных аналогов может помочь украинским шахтам

Вслед за металлургами, которые уже не первый месяц выражают недовольство правительственной инициативой по квотированию угольного импорта, свой протест в отношении этого выразили и представители цементной отрасли Украины. В конце июня цементники в ходе тематического круглого стола заявили: в отсутствие зарубежных углей отрасль может остановить добрую часть вращающихся печей для сухого обжига.

Уголь преткновения

И металлурги и цементники недовольны, по сути, одним и тем же: как украинский Кабмин распорядился весной нынешнего года судьбой угольного импорта. 13 марта в КМУ приняли постановление №225, которым была установлена квота на ввоз в Украину углей различных марок в объеме 10,2 млн тонн на 2013 год. Старт квотированию чуть позже назначили на 1 июня — еще одним постановлением Кабмина от 22 апреля №312.

Представители метпредприятий активно выступали против этой инициативы и до и после ее легализации. Аргументация была такова: горно-металлургический комплекс (ГМК) страны на протяжении многих лет использовал для своих нужд импортный коксующийся уголь в объеме не менее четверти от всей потребности в данном материале.

Уголь отечественной добычи, по утверждениям лоббистов меторасли, отличается высоким уровнем зольности и содержанием нежелательных примесей, прежде всего, серы. В комплексе это приводит к ухудшению качества получаемого из угля кокса и, по цепочке, чугуна и стали. При этом увеличиваются и расходы кокса на выплавку чугуна, что не лучшим образом отражается на показателях себестоимости металлопродукции. Поэтому украинский коксующийся уголь в ГМК используют в смеси с более качественными аналогами из-за рубежа.

В принципе, схожие технологические причины применять в своих печах более качественный зарубежный уголь существуют и у цементников. Вот как их обрисовал исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Петр Лопатьев: "Содержание серы в углях российского производства составляет порядка 0,5%, тогда как в украинском угле — 3%, что недопустимо для цементных заводов, поскольку от серы страдает дорогостоящее оборудование".

Но "фундамент недовольства" цементников основывается даже не на этом. Они обескуражены тем, как было осуществлено распределение тех самых 10,2 млн тонн угля, разрешенного к ввозу в страну на текущий год . В середине июня в "Укрцементе" заявили: ни одно предприятие отрасли не получило своей доли в квоте по угольному импорту.

В одной упряжке

Отстаивая в июне интерес своей отрасли, Лопатьев рассказывал следующее: "Объем отечественного угля, который сейчас используется при производстве цемента, составляет порядка 27%. Остальные 73% — это российский (кузбасский) уголь, который по своим качественным характеристикам необходим для производства цемента". Тогда же он заявил, что на все цементные заводы Украины требуется 8% от установленного в марте предельного размера квоты на ввоз угля, или 0,816 млн тонн.

Нельзя сказать, что результатами квотного раздела остались довольны все меткомпании, которые суммарно и "взяли на себя" разрешенный на нынешний год объем угольного импорта. Два предприятия корпорации "ИСД" — Алчевский меткомбинат и "Алчевсккокс" — даже подали в суд на Кабмин, оспаривая правомерность принятия им постановления №225.

Но цементники остались вне квоты во многом из-за собственной нерасторопности. В период, когда отраслевые лоббисты от металлургии предпринимали максимум возможного для недопущения ограниченного режима импорта угля, в цементной отрасли за этими процессами в лучшем случае наблюдали. Посему понятно — когда дошло до распределения, цементников к необходимым им объемам попросту не допустили…

Сейчас, впрочем, эти разногласия старательно нивелируются. Тот самый круглый стол "по квоте" мирно уместил за собой и представителей ассоциаций — металлургической и цементной — и руководство группы "ИСД". Возглавленная ее совладельцем Сергеем Тарутой кампания "против постановления №225" отбирает сегодня в свои ряды сторонников не только по отраслевому цензу. В цене, прежде всего, обоснованные возражения к ограничительной инициативе правительства.

Отметая профицит

Таковые предоставил еще один руководитель "Укрцемента". Председатель этой ассоциации Мигел Машаду озвучил сценарий с закрытием 50% печей на цементных заводах страны в случае, если таковым будет перекрыт доступ к угольному импорту. "Закрытие печей автоматически повлечет дефицит цемента на внутреннем рынке Украины, что отразится на строительной отрасли", — констатировал при этом главный цементник страны.

В представляемой им ассоциации озвучивают следующий прогноз: "В случае, если ситуация с квотами не будет урегулирована и цементники будут вынуждены останавливать заводы, по 2013 году мы можем выйти на показатель снижения производства уже на 20-30%". И добавляют, что запасов российского угля на заводах хватит в среднем на 1 месяц.

В 2012 году, по информации Госстата Украины, в стране было произведено 9,8 млн тонн цемента — на 6,8% меньше, чем в 2011 году. За пять месяцев 2013-го, согласно статистике того же ведомства, спад в цементном производстве Украины составил 3,2% относительно аналогичного периода прошлого года (АППГ), до 3,201 млн тонн.

Майский же отраслевой спад оказался еще более внушителен — на 8,4% против того же месяца прошлого года, до 1,05 млн тонн. Но винить в этом одну лишь правительственную квоту на импортный уголь вряд ли стоит. Украинская госстатистика демонстрирует не лучшие тенденции и в главной сфере потребления цемента — стройиндустрии. За пять месяцев 2013 года объем строительных работ в стране снизился (в денежном выражении) на 17,8% к АППГ. Майское же строительное падение Украины по оси "год к году" превысило 29%. И сомнительно, что подавляющий вклад в это внесли импортно-угольные проблемы отечественных цементников.

А вот чего нельзя отрицать в их доводах (которые вполне разделяют и металлурги), так это сомнений в том, что ограничения на импорт поможет угольному сектору Украины рассредоточить профицит продукции, размер которого, по данным Минэнергоугля, на май 2013 года составлял 5,7 млн тонн. Складывающаяся ситуация в строительном секторе на самом деле скорее заставит цементные заводы обрушить производство на 30%, нежели бороться для правительства с означенным профицитом, выкупая уголь на госшахтах. Да и не нужно его столько цементной отрасли Украины просто физически. В далеко не худшем для них 2011 году украинские цементные предприятия потребили 1,6 млн тонн угля.