Украинские нефтепереработчики борются с импортом качественного бензина?

Украинские нефтепереработчики прикрываясь неконкурентным белорусским бензином перекрывают рынок сбыта для всех импортеров нефтепродуктов. К тому же они лишают украинцев возможности покупать импортное топливо ЕВРО-5, которое не производится в Украине

Остановка пяти из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине грозит возникновением дефицита топлива. Единственное стабильно работающее предприятие – Кременчугский НПЗ. Но его мощностей недостаточно для бесперебойного обеспечения рынка топливом.

"Учитывая, что руководство предприятия в Кременчуге также предупредило о возможной остановке, ситуация рискует обернуться катастрофой", – заявляют специалисты аналитического центра "Экспертный совет".

"Не отрицая того факта, что в условиях растущих цен на нефть украинские нефтеперерабатывающие заводы испытывают серьезные трудности в работе, нельзя не заподозрить нефтепереработчиков в попытках оказать давление на правительство в вопросе введения пошлин на импортное топливо", – считает заместитель директора "Экспертного совета" Глеб Простаков.

По мнению эксперта, остановка завода выглядит еще более нелогичной, если принять во внимание стремительный рост цен на бензины и дизтопливо, наблюдаемый с декабря 2010 года. Всего за один месяц цена самой популярной марки бензина А-95 в среднем выросла более чем на 10%.

Украинские нефтепереработчики устраняют иностранных конкурентов

Инициатива нефтепереработчиков по введению пошлины касается исключительно производителей из стран, имеющих льготы при покупке российской нефти, прежде всего – Беларуси, на долю которой приходится до 40% импорта бензинов в Украину. "Начало работы Таможенного союза предполагает беспошлинные поставки сырья в эту страну. Это значит, что белорусские нефтеперерабатывающие заводы получают весомое конкурентное преимущество при поставках нефтепродуктов в Украину. Так, экспортная пошлина на российскую нефть с 1 февраля этого года составляет $346,6 за тонну. Учитывая выгодную логистику поставок топлива в Украину, очевидным становится преимущество топлива производства Мозырского НПЗ (Беларусь) перед отечественным.

Вместе с тем, отмечает Глеб Простаков, ситуация с поставками белорусского топлива, вероятно, используется переработчиками с целью лишить всех импортеров возможности поставлять нефтепродукты по приемлемым ценам. "Свыше 50% импорта бензинов приходится на такие страны как Польша, Литва, Румыния и Болгария, чьи заводы покупают нефть без скидок. Введение пошлины в отношении этих производителей экономически неоправданно и служит цели перераспределения рынка на неконкурентной основе", – уверен аналитик.

Украинское топливо – самое низкого качества

Проблема не только и не столько в том, что белорусские нефтепродукты вытесняют топливо производства украинских НПЗ благодаря низкой цене на нефть. Речь идет о том, что отечественным нефтепродуктам тяжело конкурировать с любым импортным топливом. И главная причина здесь – низкое качество и высокая себестоимость производимых нефтепродуктов, – отметил Простаков.

"Низкая глубина переработки нефти не позволяет отечественным НПЗ выпускать больше светлых нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Высокая доля в процессе переработки остается за мазутом и другими темными нефтепродуктами, рыночная цена которых сравнительно невысока", – поясняет Простаков.

Пошлина нужно вводить только на белорусское топливо

Импортная пошлина может быть введена только в отношении конкретных производителей, пользующихся льготами при покупке российской нефти. Такая пошлина не должна быть заградительной, то есть такой, которая в принципе делает поставки на рынок невыгодными, считают в "Экспертном совете".

Она должна быть рассчитана прозрачно, более того – ее значения должны изменяться синхронно с колебанием значений экспортной пошлины на российскую нефть. Кроме того, импортная пошлина не должна затронуть топливо, выпускаемое по стандартам Евро-5, учитывая, что аналогичный продукт не производится украинскими НПЗ.

"Нельзя лишать потребителя возможности покупать более качественное импортное топливо, учитывая, что аналогичный продукт местными производителями не поставляется", – считает Глеб Простаков.

Следует указать, что введение новых стандартов качества, соответствующих европейским Евро-3 и Евро-4, было отложено с 1 января до 1 июля 2011 года, несмотря на то, что крупнейшие НПЗ страны – Одесский, Лисичанский, Кременчугский – заявили о готовности выпускать нефтепродукты по новым стандартам.

"При этом нет гарантий, что мораторий на новые стандарты не будет продлен и после 1 июля", - отмечают аналитики.