14 декабря 2018 в 14:00

Зачем стартапу нужен акселератор в Европе

Украинский стартап Raccoon.World прошел акселерационную программу в Берлине. Как это было?

Зачем стартапу нужен акселератор в Европе

Raccoon.World — украинский стартап, который разработал систему для реабилитации после травм и неврологических заболеваний, основанную на машинном обучении.

Летом этого года стартап открыл Seed Round инвестиций, и к нынешнему моменту из 600 тыс. евро привлек уже 115 (в том числе 50 тыс. евро от Horizon 2020, 15 тыс. евро от акселератора и 50 тыс. евро — от частного инвестора).

Недавно команда вернулась в Киев из Берлина, где проходила трехмесячную программу в акселераторе Startupbootcamp Digital Health Berlin. Основательница и СЕО компании Светлана Малеванная рассказала о том, как это было, специально для delo.ua

В акселератор мы попали не спонтанно и не случайно, это был взвешенный поступок, к которому мы шли целенаправленно. Мы выбирали среди самых целевых, максимально подходящих нам акселераторов и заполняли заявки, используя индивидуальный подход к каждому из них. В итоге из трех заявок мы прошли в два акселератора, из которых выбрали Startupbootcamp Digital Health Berlin. Наш проект Raccoon.Recovery — это медтех-решение для реабилитации людей после инсульта или травм. Поэтому учитывая свою специфику и то, что рынок Германии — третий в мире по реабилитации, открывающий большое количество возможностей, мы выбрали именно немецкий акселератор.

Тренды digital health

Сейчас в ЕС прослеживаются такие тренды как удаленный мониторинг, диджитализация медицины, уход за больными и реабилитация, геймификация лечения. Кроме того, перспективным является создание приложений для предотвращения каких-либо болезней, нарушений. Но с этим сложнее, так как немецкая система здравоохранения не очень подходит для монетизации таких решений: всего 3% бюджета на здравоохранение сейчас тратится на предотвращение болезней.

В Германии очень давняя система здравоохранения, введенная Отто фон Бисмарком еще в 1881 г. Конечно, тогда никто не закладывал в нее возможности для развития digital health. Тем не менее сейчас в Германии очень много ученых, бизнесменов и политиков, которые пытаются на это повлиять. К примеру, недавно вышел закон о телемедицине (дистанционном лечении без посещения клиник), и сейчас готовится закон о телереабилитации (дистанционной реабилитации). В украинском законодательстве ничего подобного нет. Конечно, немецкий рынок намного ближе к digital health, чем наш. Несмотря на довольно высокий уровень бюрократии, там проще принимают инновации.

В процессе акселерации мы поняли, что со своим продуктом для физической реабилитации с помощью видеоигр с удаленным мониторингом и составлением курса лечения на основе Machine Learning попадаем в большинство трендов.

Зачем стартапу акселератор?

Если стартап нацелен на рынок той страны, в которой находится акселератор — это дает на самом деле глубокое понимание того, как на этом рынке все устроено. И не потому, что тебе об этом расскажут на лекции, а потому что ты находишься в нужной среде, ты можешь познакомиться с нужными людьми, задать вопросы, которые тебя интересуют.

Например, немцы вообще не склонны делиться информацией, но в акселераторе ты эту информацию получишь, ведь для менторов, которые с тобой работают, это — их задача, их kpi.

В акселераторах может участвовать проект и на ранней стадии, и уже развитый стартап. Для этого есть разные типы акселерационных программ. Такие программы есть для раннего этапа, этапа идеи, есть и для более поздних этапов. Важно выбрать акселератор именно для своего уровня развития проекта, не ниже. Потому что если у тебя уже есть продажи, а акселератор направлен на более юные стартапы, то это не будет столь полезно.

Как это происходит?

На сайте Startupbootcamp Digital Health, впрочем, как и на сайтах других акселераторов, в открытом доступе есть форма для подачи заявки, которая содержит сравнительно небольшой список вопросов. Ее нужно заполнить, рассказав о своей компании и пояснив, почему именно ты достоин участия в этом акселераторе.

Мы подали заявку за две недели до дедлайна, и еще через две недели после него получили ответ о прохождении дальше. Потом были selection days — два дня в Берлине, во время которых представители всех команд общались с организаторами.

До этапа selection дошло 20 команд из 750-ти подавших заявку в этом году. И уже по результатам selection days отобрали 12 команд для участия в акселераторе.

Это команды из Швеции, Франции, Италии, России, Австрии, Великобритании и Литвы, три команды из Германии, и, что приятно, две команды из Украины.

В частности, были представлены такие проекты: диагностика склонности к болезни Альцгеймера по движению глаз; электронный "аватар" человеческого тела для тестирования медицинских препаратов и гаджетов; программа для диагностики общего состояния человеческого организма, основанная на считывании данных с различных устройств, начиная с популярных в Украине фитнес-браслетов и смарт-часов.

8 из 12 проектов, которые прошли отбор в акселератор, использовали технологии Machine Learning (машинное обучение) и Artificial Intelligence (искусственный интеллект).

Все менторы в Startupbootcamp, а их было более 90, — специалисты из разных отраслей, но так или иначе связаны с медицинскими технологиями. Для знакомства и работы с менторами были предусмотрены отдельные дни. С некоторыми из них у нас нашлось максимальное количество точек соприкосновения, и мы продолжаем общение и после окончания программы. Например, помощь в поиске партнеров среди реабилитационных центров мы получаем от Джессики Ханнекен, менеджера Deutsche Apotheker- und Aerztebank, среди клиентов которого только медицинские учреждения. А Кевин Пейнтер с 10-летним опытом в сертификации продуктов согласно нормам ЕС помогает нам разобраться с нюансами CE mark и правильно подготовиться к получению сертификата.

Дальше началась собственно акселерация, которая заняла три месяца и проходила в 4 этапа:

1. Первые несколько недель заняли воркшопы. Во время этих практических занятий нам не столько рассказывали новую информацию, сколько задавали наводящие вопросы, давали некоторые рекомендации по структурированию информации, благодаря чему мы упорядочили свое понимание построения бизнес-процессов.

2. Знакомство с менторами и потенциальными партнерами — несколько дней насыщенного нетворкинга.

3. Работа над своим проектом в рамках акселератора: чередование лекций со встречами, тестированием продукта с реабилитологами, анализом рынка и потребностей стейкхолдеров, выстраиванием бизнес-процессов.

4. Demo Day.

Одно из самых распространенных заблуждений — то, что Demo Day глобально влияет на дальнейшую судьбу проекта. На самом деле это не так. Demo Day показывает  менторам, потенциальным инвесторам и самим участникам, насколько проект изменился в течение программы, как много участники сделали, начиная от понимания продукта, заканчивая умением этот продукт донести и убедить, что с ними стоит работать дальше. В Startupbootcamp этот день считается больше вечеринкой в честь окончания программы, вся основная работа происходит до. В этот день не дают призовых мест и моментального финансирования — с инвесторами ты начинаешь общаться еще в течение акселерационной программы, и даже если твое выступление на Demo Day их окончательно убедило вложить деньги, впереди еще процесс обсуждения условий.

После акселератора

После прохождения программы у нас поменялось практически все, что касается бизнеса. Такое впечатление, что у меня изменился даже склад ума и способ мышления. В бизнес-процессах мы переосмыслили действительно очень многое, начиная от позиционирования и видения своего продукта до взгляда на построение бизнеса. К примеру, раньше мы позиционировали решение как восстановление рук с будущим масштабированием на другие части тела. Сейчас же говорим, что создаем решение для реабилитации всего тела и начинаем с рук. Хоть по сути это одно и то же, но восприятие продукта инвесторами, партнерами и СМИ совершенно другое.

В самом продукте мы добавили новый функционал, идею которого нам подали реабилитологи в Германии. Сейчас никто не унифицирует способы осмотра пациента, используются разные тесты и шкалы, поэтому фактически данные не собираются, и делать анализ не из чего. Существует интернациональный стандарт ICF, это что-то вроде эсперанто среди методов оценки состояния больного. Но его мало кто использует, потому что делать такой осмотр вручную очень долго. Поэтому мы решили перевести его в цифровой вид. То есть наше решение будет не только автоматизировать осмотр, собирая точные данные с помощью датчиков, но и "переводить" их в формат ICF независимо от того, какой метод осмотра использует каждый отдельно взятый реабилитолог.  Это большой шаг для физической реабилитации в целом.

Благодаря программе мы во многом поняли, как работать дальше и с кем работать. Сейчас важно не растерять запал, который был на протяжении этих трех месяцев, направить его в нужное русло. Для нас это не конец программы, а просто окончание первого этапа работы на немецком рынке. Сейчас же нужно продолжить общение с теми, с кем мы познакомились за это время, укрепить партнерство и внедрить все идеи, которые появились на протяжении программы.

Наша команда вынесла из акселератора огромное количество полезной информации, но все же могу выделить три главных урока:

1. Синхронизация работы команды.

Длительное время находясь вдали от офиса и сотрудников, учишься работать с информацией так, чтобы вся команда была на одной волне, чтобы было одинаковое понимание задач, процессов и курса развития.

2. Другой взгляд на тайм-менеджмент.

В условиях постоянной многозадачности меняется расстановка приоритетов — за один день учишься делать столько, сколько не сделал бы раньше за неделю.

3. Смена подхода к общению с инвесторами.

И новый подход уже доказал свою эффективность — на привлечение новой инвестиции ушло в разы меньше времени, чем обычно требовал такой процесс.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Как наладить бизнес-процессы в растущем стартапе
Бизнес 29 августа 2018 в 18:00

Как наладить бизнес-процессы в растущем стартапе

О том, как строить "летящий" стартап и в процессе не "утопить" ни себя, ни команду, рассказал сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин

Украинским стартаперам нужно учиться продажам — основатель FlySpace
IT и Телеком 27 ноября 2018 в 20:00

Украинским стартаперам нужно учиться продажам — основатель FlySpace

Основатель азиатского маркетплейса FlySpace Марио Берта рассказал о секретах успешного фандрейзинга и новой Кремниевой долине

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...