Устойчивое развитие вместо КСО

Саммит лидеров Глобального договора ООН в Нью-Йорке обозначил новые тренды корпоративной социальной ответственности и «горячие» темы на ближайшее 10 лет
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Нынешний саммит лидеров Глобального договора ООН стал самой масштабной встречей первых лиц компаний по вопросу корпоративной социальной ответственности за всю историю ООН. Была проведена огромная подготовительная работа. В том числе представлено более девяти исследований, четыре публикации по лучшим практикам и около 20 публикаций по различным инструментариям. Например, как внедрять ответственные принципы в цепь поставок.

Но беспрецедентным по масштабности стало исследование «Новая эра устойчивого развития». Была опрошена тысяча первых лиц компаний со всего мира.

Устойчивое развитие вместо КСО

Анализируя результаты этого опроса, эксперты  прежде всего отмечают такой тренд: на смену корпоративной социальной ответственности приходит понятие «устойчивое развитие». И это не формальная замена одного термина другим.

Если в Украине спорят, какой термин правильнее — «корпоративная социальная ответственность» или просто «корпоративная ответственность бизнеса», или не только бизнеса, то в мире произошел более кардинальный сдвиг в сторону устойчивого развития. И это открывает еще большее поле для деятельности, отмечает советник представительства ООН Юлия Щербинина. Ведь сегодня термин «устойчивое развитие», который появился в недрах ООН в экологическом ракурсе, стал гораздо более широким понятием. Он включает также и корпоративное управление, и социальные аспекты. И то, что устойчивое развитие «вынырнуло» как заменитель КСО - это показатель того, что происходит «шифт сознания». То есть миру стало понятно, что бизнес не может быть действительно социально ответственным, если нет гражданского общества, которое этого требует, покупателя, который этого требует, и правительственных структур, которые помогают бизнесу реализовать себя в этой сфере.

Неожиданный оптимизм

Многие результаты опроса стали неожиданными для участников саммита.

Подавляющее большинство бизнес-лидеров, а именно 93% из тысячи опрошенных, считают устойчивое развитие очень важным фактором будущего организационного корпоративного успеха. Впрочем, эта цифра оказалась как раз ожидаемой, а вот ответы на дальнейшие вопросы удивили. Например, на такой: «Когда КСО станет доминантной формой бизнес-сознания?». Ведь несмотря на то, что за 10 лет Глобальный договор вырос с 40 членов до 8 тыс., в мировом масштабе это капля в море. И сегодня не только в Украине, но и во всем мире КСО остается все еще маргинальным явлением. Оно может быть активным, влиятельным, но не доминантным. Когда же наступит так называемая точка кипения, поинтересовались эксперты у первых лиц компаний. И 80% респондентов ответили, что это произойдет в течение ближайших 15 лет. Причем  44% назвали даже более короткий срок —  5-10 лет.

Барьеры для КСО

«Оптимизм бизнес-лидеров поражает», — звучало в кулуарах саммита. В этом случае интересно, какие главные барьеры, по мнению ведущих лиц мировых компаний, стоят на пути распространения этого нового мышления.

Самым главным таким барьером респонденты считают сложность реализации стратегии КСО, а также наличие конкурирующих стратегических приоритетов. Причем эти два фактора крепко связаны между собой. Сложность реализации стратегии как раз и состоит в том, что у бизнеса есть конкурирующие приоритеты. «Это то, над чем мы постоянно бьемся, доказывая: КСО – это выгодно», - отмечает  Юлия Щербинина. Но бизнес - это зарабатывание денег, а КСО для компаний - это уже дополнение. И как видим, это не только украинская проблема, но и проблема мировых лидеров. А происходит это потому, что компании не знают, как сделать КСО выгодной, нет инструментария, мало опыта, отмечает эксперт.

Второй основной барьер на пути распространения КСО - недостаточная поддержка со стороны финансовых рынков. Этот фактор назвали 48% респондентов. Во многих выступлениях на саммите прозвучало: «Мы не чувствуем, что наша деятельность в области КСО оценивается финансовыми рынками».

Ответы биг-боссов показали пропасть между желаемым и возможным. Особенно ярко это стало видно, когда их спросили о важности  реализации стратегии КСО в географических подразделениях компании. Так, 91% респондентов ответили, что да, важно проводить единую стратегию КСО во всех регионах присутствия. Но на вопрос, а поступает ли так их компания, положительный ответ дали чуть больше половины (59%). Подобные результаты и в ситуации с цепью поставок.  88%  считают, что  принципы этического поведения должны быть у всех поставщиков компании. Но в действительности реализуют это лишь 54% опрошенных.

То есть компании хотят, но не знают как. Поэтому делают методом проб и ошибок. А общество ждет результат уже сегодня. «Вот почему я считаю, что переход  к устойчивому развитию очень важен. Общество должно понимать, что нужно объединение усилий», - резюмирует Юлия Щербинина.

Движущая сила КСО

Опрос выделил и группы стейкхолдеров, которые сегодня являются «движущей силой» КСО. Причем мировые тенденции отличаются от украинских. В Украине, как показывают опросы,  такой приоритетной группой являются сотрудники. В мире движущей силой являются прежде всего потребители. Эту группу назвали в качестве главной 58% респондентов исследования «Новая эра устойчивого развития».

Но при этом надо учитывать, что понятие «потребитель» в мировом контексте понимается гораздо шире, чем просто индивидуальный покупатель. Для b2b бизнеса это и другие компании. Также потребителем является и государство. Причем именно присутствие государства делает эту группу наиболее сильной.

5 «горячих» тем КСО на ближайшее десятилетие

Воспитание потребителей, их привычек и потребностей

Ведь потребитель голосует за КСО кошельком. В Западной Европе на полках магазинов могут продаваться, например, две банки кофе. Одна - за 2 евро, другая - за 5. Но на той, что стоит 5 евро, есть надпись: без использования детского труда, экологически чистый продукт и т.п. И такой кофе покупают. На тех рынках, которые являются потенциальными, - африканские, азиатские, восточноевропейские - потребитель не сформирован. И когда компания заходит на эти рынки, она вынуждена производить, если хочет остаться конкурентоспособной, продукцию более низкого качества. Поэтому работа с потребителем - горячая тема.

Продуцирование новых знаний, навыков и менталитета бизнес кругов

Здесь огромная роль бизнес-школ, университетов, структур образования. На саммите бизнесмены говорили о том, что они готовы открыть двери компаний для таких институций, чтобы те анализировали их опыт и предлагали инновационные решения.

Создание дружественного инвестиционного климата

В 2006 году с учетом важности финансовых рынков и их оценки ответственного бизнеса при принятии решений об инвестициях была создана инициатива ООН «Принципы ответственного инвестирования». На сегодня она включает инвесткомпании, которые управляют $20 млн. Но пока это не доминантное явление, и его будут развивать.

Создание благоприятного регуляторной среды

КСО - добровольная вещь, но чем более она просачивается не только в бизнес-круги, но а в общество, тем более необходима позиция государства по этому пункту. Поэтому  впервые перед саммитом  была организована министерская встреча для представителей правительств и госструктур по теме КСО.

Применение новых технологий

«Зеленые технологии» помогают возобновлять энергию и бережней относится к окружающей среде. А информационные технологии способствуют прозрачности, так как облегчают общественности доступ к информации.

Украина в лидерах Глобального договора

Сеть Глобального договора ООН в Украине стала одной из трех сетей, работа которых признана ГД ООН самой активной и результативной. Также лидерами названы сети Сербии и Японии. На сегодня членами украинской сети Глобального договора являются более 40 компаний и организаций.