"Вконтакте" привлекает пользователей с помощью спама

Социальная сеть "Вконтакте" решила завоевывать западный рынок классическими методами - спамом который рассылают участники конкурса "Вконтакте", в надежде привлечь максимальное число пользователей и выиграть приз

конкурс с разнообразными призами, где главное условие - пригласить максимальное число пользователей, сервис добился того, что участники начинают рассылать письма совсем не тем, кому надо.

Ещё несколько месяцев назад, когда "Вконтакте" приобрела домен VK.com, мы писали, что ей мало что светит за пределами РФ. Но то ли руководство социальной сети не очень внимательно мониторит прессу, то ли категорически не хочет прислушиваться к альтернативному мнению - конкурс запущен и, судя по статистике, даёт неплохие результаты. Особенно если их сравнивать с любой другой формой рекламы. Но даже эти результаты вряд ли спасут Рунет от неизбежного нашествия Facebook и уж точно хорошо попортят карму, что в наше нелёгкое время тоже очень неприятное событие.

История с конкурсами ради привлечения аудитории стара как мир. Десятки компаний, сервисов и прочих социальных сетей использовали её и даже добивались каких-то результатов. Считайте сами. Если призовой фонд, предположим, 10 тыс. долларов (разумеется, не налом, а в форме ноутбуков и прочих айподов), а пользователи, желающие лёгким путём стать обладателем прекрасного устройства, приведут вам тысяч двадцать человек, то в результате получается, что один пользователь обошёлся в 0,50 доллара.

Любой маркетолог скажет, что 50 центов за голову - копейки. В случае "Вконтакте" речь идёт как раз о подобных цифрах. То есть, если говорить со стороны маркетинга, да, конкурс штука правильная, привлечение аудитории обходится недорого и жизнь удалась.

Такой оптимизм не разделяет Олег Ульянский, генеральный директор детского интернет-портала Tvidi.ru, за плечами которого масса больших рекламных кампаний как в интернете, так и за его пределами: «Известно, что в такого рода конкурсах участвуют профессиональные конкурсанты, которые бродят толпами по Рунету от конкурса к конкурсу, выигрывают айфоны, турпутёвки и ящики пива. Не уверен, что в случае привлечения зарубежной русскоязычной аудитории это сработает. Большая их часть интегрирована в местную культуру и язык, общается со своими местными сверстниками, успешно используя для этого Facebook», - пояснил г-н Ульянский.

И действительно, любуясь первой строчкой хит-парада конкурса "Вконтакте", мы видим Александра Жданова, человека, который почему-то считает себя профессиональным фотографом, а не профессиональным участником конкурсов, которые он старается не пропускать. Где он взял 500 человек зарубежных друзей - пусть останется приятной загадкой.

Благодаря конкурсам и рекламным кампаниям "Вконтакте" смог привлечь 200 тыс. зарубежных пользователей. Красивая цифра, не правда ли? Но вот Facebook - мировой лидер среди социальных сетей - на прошлой неделе озвучил другую цифру: 325 млн зарегистрированных пользователей. Если учесть, что всего несколько месяцев назад мы праздновали 300 млн, то 25 млн за два месяца без конкурсов и рекламных кампаний - результат, достойный уважения. Сможет ли «Вконтакте» их догнать?

Напротив, сейчас наблюдается обратная тенденция, которая в течение следующего года станет более явной: Facebook медленно, но верно кушает российскую аудиторию. Сейчас это около 700 тыс. человек, к концу года, глядишь, и миллион соберётся. И зачем только местным товарищам рваться на Запад, когда надо думать о сохранении и удержании локальной публики?

Конечно, ещё не все "Вконтакте" и есть какой-то потенциал роста, пусть и с меньшей динамикой. Конечно, прямо завтра Facebook никого не скушает. Однако в будущем это станет намного большей проблемой, в решении которой никак не помогут привлечённые тысячи заграничных юзеров.

Отношение массовой аудитории к тем или иным действиям компании - не самая последняя вещь. Если какие-то формы рекламы и нововведения кажутся навязчивыми, идут вразрез с общепринятой практикой или просто в силу обстоятельств не нравятся пользователям, владельцы компаний должны это учитывать и корректировать свою политику.

Часто ответное решение корпораций на недовольство пользователей идёт вразрез с их бизнесом. Так было с рекламным движком Facebook, который передавал третьим лицам данные о действиях пользователей. И так не было с "Одноклассниками", которые никак не отреагировали на протест против введения подтверждения регистрации через СМС.

Учитывать мнение пользователей нужно исключительно ради хорошей кармы. Пусть хоть и не пользуются, но хоть злым словом не поминают. Увы, некоторые почему-то про эту часть бизнеса забывают. "Вконтакте" не стал исключением. Неожиданные письма с просьбой зарегистрироваться на сервисе, где и так у большинства российской аудитории есть аккаунт, не доставляют получателям никакой радости. Конкурс пройдёт, ложечка найдётся, а осадок останется.