Владельцы EastCoal чистят баланс своих украинских активов

В канадской компании EastCoal рассчитывают поправить незавидное финансовое положение угледобывающего бизнеса в Украине за счет его перевода на австрийскую и кипрскую фирмы

Владеющая активами в Украине канадская EastCoal Inc. (представитель — бизнесмен Игорь Лиски), в ноябре 2013-го объявившая о начале процедуры банкротства, нашла выход из ситуации с нехваткой средств. Вчера, 16 января, стало известно, что угольные предприятия этой компании покупает австрийский EFI Holding GmbH и кипрская Strong Group Corporation Ltd. Соответствующее соглашение об этом, передает "Интерфакс-Украина", было подписано 10 января текущего года.

Сделка предусматривает, что за $499 тыс. австрийская фирма получает 100% корпоративных прав на EastCoal Company LLC, которая владеет угольной шахтой "Вертикальная", а за $1 тыс. — Ukraine Energy LLC (не ведет активной деятельности). Еще один актив канадской компании — Inter-Invest Coal LLC, контролирующий шахту им. Менжинского, приобретает Strong Group Corporation Ltd. за $15,02 тыс.

По информации Delo.UA, указанные сделки планируется закрыть в понедельник, 20 января. Что стоит за этими продажами с почти символическими ценами?

Выход из долга?

Проблемы "канадских" угольщиков проявили себя еще летом минувшего года, когда EastCoal объявила о падении добычи из-за большого скопления товарной продукции на складах. К этому привела, объясняли в компании, плохая конъюнктура рынка. В результате, за первые шесть месяцев 2013 года, согласно отчетным данным компании, EastCoal получила 37,654 млн канадских долларов убытка ($35,964 млн по курсу Банка Канады) в сравнении с 768 тыс. ($733,52 тыс.) за аналогичный период прошлого года. По состоянию на 30 июня 2013 года долги компании превышали $25 млн.

В июне компания сумела привлечь $7 млн посредством размещения допэмиссии акций, но выправить финансовое состояние это не помогло. В ноябре EastCoal инициировала процедуру собственного банкротства с тем расчетом, чтобы за месяц найти дополнительное финансирование для шахт. Как видно, не получилось.

Источники Delo.UA в отрасли отмечают, что указанные сделки — это не прямая продажа активов сторонним игрокам, а лишь попытка выправить финситуацию. "Долги находятся в распоряжении головной управляющей компании, а не на ее "дочках", которые и продаются", — сказал один из игроков угольного рынка страны. По его словам, за счет этого хода канадская компания сможет взять тайм-аут для реструктуризации долгов, а украинские шахты продолжат работу с формально новым инвестором. Собеседник Delo.UA утверждает, что вышеупомянутые кипрская и австрийская компании также принадлежат представителю канадской EastCoal — Игорю Лиски.

Активы с аспектами

Лиски комментировать цену и другие нюансы сделки отказался, мотивируя тем, что она еще не закрыта. Энергетический эксперт Юрий Корольчук подчеркивает, что объявленные по сделке цены на шахты далеки от рыночных. "Скорее всего, таким образом пытаются решить проблему с банкротством", — уверен и он. Ранее в ИК Dragon Capital оценивали нынешнюю стоимость "Вертикальной" в $12-13 млн, а шахты им. Менжинского — в $7-8 млн.

Примечательно, что шахту им. Менжинского в конце августа прошлого года должны были передать в ведение Министерства энергетики и угольной промышленности. Официальный комментарий, почему эта шахта фигурирует в сделке, в Минэнерго не предоставили. На неофициальном уровне источник в министерстве сообщил, что передача шахты юридически не была завершена, поэтому право собственности на нее еще не перешло государству.

Еще один любопытный аспект этой корпоративно-финансовой схемы — в роялти, которое EastCoal, по соглашению, будет получать в размере $1 за каждую тонну угля, добытого на "Вертикальной". Проектная мощность этой шахты — 3 млн тонн угля в год. Но в эксплуатацию она была запущена лишь в июле 2013-го — после остановки добычи еще в 1990-х. В октябре прошлого года здесь намеревались добыть 11 тыс. тонн угля, но опять прекратили работу в связи с финансовыми проблемами управляющей компании. Эксперты не исключают, что роялти понадобилось в схеме лишь для того, чтобы сохранить право на разработку угольных запасов "Вертикальной" за ее реальным владельцем.