- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Как комиссия не пустила Дмитрия Вовка в члены НКРЭКУ
Конкурсная комиссия по отбору новых членов в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) допустила к участию в конкурсе бывшую сотрудницу Минэнерго Ульяну Письменную. Кандидатуры действующего главы регулятора Дмитрия Вовка и сотрудника НКРЭКУ Антона Гудаченко отклонили.
Такое решение члены конкурсной комиссии приняли, исходя из уточняющих документов, которые подали кандидаты.
Напомним, во время вскрытия пакетов с документами претендентов обнаружилось, что у трех претендентов не обнаружилось подтверждения опыта работы в энергетике или руководящий опыт. В частности, конкурсная комиссия не обнаружила у Вовка 5 лет работы в отрасли (подтвержден был только профильный стаж работы в НКРЭКУ), аналогичные вопросы были к Гудаченко. Относительно Письменной были вопросы по стажу руководящей работы.
По этим причинам, заявки Вовка, Гудаченко и Письменной были отклонены. У претендентов было два рабочих дня, чтобы предоставить подтверждение своего опыта работы. Как сообщила секретарь конкурсной комиссии Светлана Голикова, Гудаченко и Письменная подали свои документы 16 апреля, Вовк уточнил свой опыт 17 апреля.
На заседании конкурсная комиссия без дополнительных замечаний допустила к конкурсу Ульяну Письменную, которая подтвердила опыт руководящей работы выпиской из трудовой книжки: в Минэнерго она в течении пяти лет была заведующей сектором, замначальника управления, начальником отдела и замначальника отдела.
Дискуссионные вопросы
Дискуссию вызвал опыт Антона Гудаченко, действующего члена НКРЭКУ. У Гудаченко было всего 2 года 10 месяцев подтвержденного стажа работы в энергетике благодаря работе непосредственно в НКРЭКУ.
Для комиссии Гудаченко уточнил характер своей работы в EY и "Метинвесте". По его словам, работая в EY, он проводил аудит "Укртрансгаза" и "Укртранснафты". Также он уточнил, что работая в "Метинвесте", занимался закупками природного газа. По словам Гудаченко, на время его работы в "Метинвесте" холдинг имел лицензию на поставку природного газа. Комиссия не зачла Гудаченко опыт работы в приобретении газа. Также он отметил, что "Метинвесту" принадлежат угольные шахты UCC Mining (США).
Профессиональный опыт Гудаченко вызвал большую дискуссию: обсуждалось, можно ли считать покупку газа как опыт в энергетике, а также — можно ли наличие горнодобывающих лицензий и шахт у "Метинвеста" зачесть как опыт в энергетике. Конкурсная комиссия сочла, что кандидат не доказал наличие необходимого опыта.
Еще больше вопросов вызвало объяснение Вовка. Он предоставил свое разъяснение, без дополнительного подтверждения выписки из трудовой книжки. Вовк на работе в ICU с 2009 года по март 2013 года занимался инвестиционно-банковской деятельностью в сферах розничной торговли, FMCG, добывающей отрасли.
В дополнительных объяснениях Вовк сообщил, что в 2010-2012 годах лично принимал участие в реструктуризации кредитного портфеля группы "Донецксталь", которая включает в себя ПАО "ШУ Покровское" (ранее — Красноармейская-Западная).
В ходе обсуждения Голикова обратила внимание, что нет никаких доказательств, что непосредственно ICU осуществляла деятельность в сфере энергетики.
"То, что компании, в которых они осуществляли свою деятельность, по производственным нуждам обязаны получать лицензии на производство э/э или тепла, не подтверждает опыт", — считает Голикова.
Она зачитала данные с сайта ICU относительно проектов с "Донецксталью". ICU работали как финансовые советники — "консультирование по получению кредитного рейтинга" и "реструктуризация публичного и частного долгового капитала".
Аналогичное мнение высказал Андрей Герус, бывший член НКРЭКУ, глава "Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг": если в случае Гудаченко связь была двухступенчатая связь — он работал в компании, которая владеет шахтами, то в случае Вовка связь трехступенчатая — он работал в компании, которая обслуживала компанию, владеющую предприятиями в сфере энергетики.
Ряд депутатов, которые присутствовали на заседании, заявляли, что "Донецксталь" — прежде всего горно-металлургическое предприятие. Котко парировал это тем, что у "Донецкстали" была лицензия в комбинированном производстве тепла и э/э, и компания занималась добычей угля и производством металлургической продукции.
Котко рассказал, что в предыдущих отборах комиссия пропускала претендентов, которые работали в компаниях, обслуживающих предприятия в сфере энергетики. Например, юристов, которые работали по договору с энергетическими компаниями, или участников think tank.
Светлана Голикова отметила, что комиссия уже пропускала к участию юристов, которые работали на предприятия в сфере энергетики. Однако в случае с Вовком она не считает, что это работа в секторе энергетики: компания и он сам указали, что занимались инвестиционно-банковской деятельностью, реструктуризацией кредитных портфелей.
Опыт и профиль работы Вовка стал предметом очень длительной дискуссии. Обсуждался вопрос — можно ли считать его работу профильной, можно ли считать "Донецксталь" многофункциональным предприятием или исключительно металлургическим.
В аргументы пошли даже цитаты Вовка из интервью "Экономической правды". По словам Геруса, Вовк не опроверг слова журналиста, что он не имел опыта в энергетике до назначения в НКРЭКУ. Однако Котко парировал эту реплику: "Но он и не подтвердил (отсутствие опыта)".
На финальном высказывании мнений член конкурсной комиссии Николай Ницак отметил, что не допускать Вовка к конкурсу не справедливо, с учетом предыдущей практики допуска участников с опытом в смежных сферах. По этой причине он предложил, чтобы претендент указал какими проектами он занимался.
Голикова отметила, что два дня у Вовка были, чтобы подать уточняющие данные. Давать дополнительное время — незаконно.
"Мне кажется, что было бы объективно по отношению к Вовку, нужно получить специальное экспертное заключение. Если они скажут, что у него нет опыта — нет вопросов. Я не сказал — ни да, ни нет", — сказал Поташник.
Поташник предложил тайное голосование, однако народный депутат Ольга Белькова подчеркнула, что прозрачность принятия решений четко прописана в законе, и такое голосование невозможно.
Член комиссии Василий Яструбинский отметил, что нужно рассмотреть проекты, которые вел Вовк в ICU: кто его вел, кто подписал. Голикова вновь зачитала регламент конкурсной комиссии: регламент запрещает дополнительные дни на рассмотрение дополнительных материалов.
"Что рассказывали депутаты — одна тема, тем более, что большинство плохо воспринимают господина Вовка. Во-вторых, мы должны подходить к Вовку, как и другим кандидатам. У нас действительно есть проблема с достаточностью информации: если принимать на веру все, что указал Вовк, то мы должны его допускать. Но у нас есть сомнения в том, что написал Вовк. Нужно бы запросить информацию, но наш регламент это запрещает", — сказал Котко.
"У нас были развернутые данные от госпожи Письменной. Наш регламент и возможности исчерпаны, мы все возможности предоставили кандидатам и ничего выдумывать не будем", — подытожила Голикова.
Как итог — Вовк все же оказался "за бортом" конкурса. Однако, у него и Гудаченко есть возможность обжаловать решение конкурсной комиссии в суде. Согласно ст. 28 закона "О государственной службе", участник может обжаловать решения конкурсной комиссии не позже 10 рабочих дней с момента получения результатов. А согласно регламенту конкурсной комиссии по назначению членов НКРЭКУ, участники получат результаты в течение 2 рабочих дней по электронно почте.
Почему столь пристальное внимание к Вовку
НКРЭКУ регулирует рынки, объем которых превышает 600 млрд грн в год. Комиссия определяет тарифы для естественных монополий — например, производители и поставщики тепла, электроэнергии, поставщики воды, природного газа. Комиссия утверждает инвестиционные программы (программы капитальных инвестиций) этих компаний.
Действующий глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк работает в комиссии 3 года и 3,5 месяца. Он был назначен президентом Петром Порошенко исполняющим обязанности главы НКРЭКУ с 30 декабря 2014 года по июнь 2015 года, а с июня 2015 года по данный момент Вовк возглавляет комиссию.
Вовка неоднократно критиковали за отсутствие опыта работы в энергетике. Однако в последнем отчете Секретариата Энергосообщества о работе НКРЭКУ указано, что почти все опрошенные отмечали скорость, с которой Вовк приобретает глубокие знания в сфере энергетики.
Тем не менее в том же отчете отмечается, что комиссия так и не избавилась от политической зависимости. Также дополнительно секретариат проводит исследование самых скандальных решений НКРЭКУ, принятых при Вовке, — методика ценообразования оптовой рыночной цены на электроэнергию (привязка цены угля для украинских теплоэлектростанций к индикатору API2, "Роттердам+"), методика стимулирующего тарифообразования для облэнерго.
Конкурс на новых членов НКРЭКУ, на участие в котором претендовал Вовк, проходит для повышения политической независимости комиссии. Ранее членов комиссии назначал своим указом президент, что могло приводить к искажениям работы отрасли и скандалам.
По новому закону, кандидатов в члены НКРЭКУ отбирает конкурсная комиссия и предоставляет уже готовый список претендентов на рассмотрение президента.
Комиссия уже провела первый этап конкурса и отобрала первых 10 кандидатов, в отношении которых проходит спецпроверка. Затем президент отберет и назначит новых членов НКРЭКУ.
В комиссии остались Дмитрий Вовк и его коллега по комиссии Руслан Машлякивский. Согласно плану ротации членов регулятора, они должны быть уволены из комиссии в мае 2018 года.
НКРЭКУ осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в электроэнергетике, теплоснабжении, нефтегазовом комплексе, централизованном водоснабжении и водоотводе, переработке и захоронении бытовых отходов, а также обеспечивает проведение ценовой и тарифной политики в этих сферах.