Кто ответственен за простой Нацкомиссии по энергетике

Delo.UA узнало, как проходит конкурс на новых членов регулятора энергетики, и кто через суд блокирует полное обновление комиссии

Два монопольных рынка с годовым оборотом в 700 млрд грн контролирует одна комиссия — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Годами комиссия находилась под полным контролем президента: он лично назначал и увольнял членов комиссии. Так дела обстояли при Леониде Кучме, Викторе Януковиче и Петре Порошенко, разница была не в подходах, а в названиях комиссии.

В 2018 году все должно измениться: впервые членов комиссии отбирают не в кулуарах Администрации президента, а на открытом конкурсе.

Конкурсная комиссия составила рейтинг из 10 кандидатов на 5 должностей еще 23 марта 2018 года, однако из-за затянувшейся спецпроверки кандидатов подала этот список президенту только 14 мая 2018 года. К этому времени президент в порядке ротации  уволил очередных членов НКРЭКУ. В результате комиссия лишилась кворума для принятия решений. Но и с отбором что-то пошло нет так: четыре дня назад Окружной административный суд г. Киева 14 мая 2018 года остановил этот конкурс

Как оказалось, действующий глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, чей срок работы в комиссии истекает в мае 2018 года, и сотрудник комиссии Антон Гудаченко подали два иска к конкурсной комиссии. Оба подавались на конкурс и получили отказ — их опыт работы в энергетике не достигает минимальных 5 лет, которые требует украинское законодательство.

Вовк и Гудаченко обжаловали это решение комиссии в Окружном административном суде Киева. Оба требовали от суда обеспечительной меры — приостановки конкурса. Однако Вовк снял это требование, не отзывая впрочем свой иск к конкурсной комиссии. Рассмотреть дела Вовка должны были 17 мая 2018 года, но судебное заседание не состоялось — истец не явился. Судья перенесла заседание на июнь.

Delo.UA пообщалось с секретарем конкурной комиссии Светланой Голиковой о суде, требованиях Вовка и Гудаченко и влиянии судебного запрета на исход конкурса.

Как повлиял иск Антона Гудаченко на работу конкурсной комиссии? Конкурс на новых членов НКРЭКУ полностью заблокирован?

Полностью приостанавливаются действия по второму конкурсу (отбор кандидатов на две должности членов НКРЭКУ — ред.). По первому конкурсу для нас все процедуры заканчиваются подачей списка кандидатов президенту. Мы их выполнили 14 мая: список подан, конкурс завершен.

Относительно второго конкурса: мы провели первое собеседование и отложили второе собеседование до конца спецпроверки кандидатов. На этом этапе конкурс был заблокирован.

Сейчас нам ставят в вину отложенное собеседование, но мы видели, как "тянули" со спецпроверкой по первому конкурсу, а  так мы поставили Администрацию Президента перед фактом: выполните норму закона, дайте результаты спецпроверки через 20 дней. После этого мы проводим собеседование и представляем список президенту. Это логично, поскольку закон дает 30 дней на проверку и на собеседование.

Иски Вовка и Гудаченко к конкурсной комиссии одинаковы?

Мы видели только материалы по иску Вовка. К нам предъявлены претензии по формальной стороне информирования кандидата, но мы все его документы приняли, рассмотрели публично, объяснили почему отклонили.

Каким образом Гудаченко смог добиться блокирования конкурса без участия ответчика?

Кодекс административного судопроизводства дает возможность стороне обратиться с заявлением об  обеспечении требований, а затем — подать основной иск. Правда, на удивление, судья Шевченко приняла заявление об обеспечении и вынесла ухвалу на 9 листах за один день.

В чем именно обвиняют конкурсную комиссию Вовк и Гудаченко?

Главное обвинение — нарушены права Вовка и Гудаченко, потому что с ними вели переписку с электронного адреса секретариата Комитета ТЭК, выполняющего функции информационно-технического, методологического и организационного  обеспечения работы конкурсной комиссии. Действительно, для Конкурсной комиссии на домене rada.gov.ua был создан дополнительный адрес, но в работе по уведомлениям и оперативной переписке с конкурсантами его по техническим причинам не использовали, что никак не влияло ни на правильность доведенной информации, ни на ее качество. Ни один из почти 60-ти участников конкурсов таких претензий не предъявлял.

Все методологическое, организационное сопровождение работы конкурсной комиссии выполняет секретариат ТЭК. Сотрудники секретариата работают в Раде каждый день и вся переписка идет  через них.

Основная претензия — не та почта? Но ведь Вовк и Гудаченко отвечали на письма и прислали дополнительные документы.

Они присылали документы именно на эти адреса (адреса сотрудников Секретариата комитета ТЭК — ред.). Если бы вы получили подобное сообщение с неизвестного адреса, вы бы либо игнорировали его, либо спросили — кто вы? Но они прислали свои материалы на эти адреса, общались с сотрудниками секретариата, уточняли, какие именно документы необходимы. Прислали их вовремя, мы их рассмотрели по сути.

Приглашает ли конкурсная комиссии кандидатов на рассмотрение документов?

Регламент не предусматривает специального приглашения, но во всех объявлениях мы пишем, что все желающие принять участие могут зарегистрироваться и указываем контактные телефоны Секретариата Комитета ТЕК. Были случаи, при открытии конвертов первого конкурса, когда кандидаты пришли. Кроме того, все открытые заседания транслируются, есть канал и записи на YouTube с которыми все могут ознакомиться.

Какие документы подготовила конкурсная комиссия и секретариат ТЭК для обоснования своей позиции в суде?

Вчера представитель Секретариата Комитета ТЭК  отнес в суд ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц на стороне ответчика — Верховную Раду, президента и Кабинет министров, поскольку они являются субъектами властных полномочий, назначали (выбрали) своих представителей в конкурсную комиссию. Мы — волонтеры, а не адвокаты или специалисты по работе с административными судами. Нам нужна правовая поддержка, которую может предоставить Верховная Рада, поскольку ее аппарат обеспечивает нашу работу.

И самое главное, согласно Кодексу Административного судопроизводства, мы не являемся субъектами властных полномочий, нам только делегировали небольшую часть таких полномочий — в части проведения конкурса. Поэтому мы просим защиту через ходатайство, чтобы привлечь Верховную Раду, Кабинет министров и президента.

Т.е. сейчас у конкурсной комиссии нет даже юридической защиты?

С судебном процессе — нет, пока суд не удовлетворит наше ходатайство. Но судебное заседание не состоялось.

Заседание перенесли на 5 июня. Если бы не блокирование конкурса, вы бы успели к этому сроку отобрать кандидатов для назначения в НКРЭКУ?

Даже если бы иск был, наша работа бы двигалась, если бы не было ходатайства Гудаченко об обеспечении иска (запрет на какие-либо действия комиссии по отбору новых членов НКРЭКУ — ред.).

Если дела Вовка и Гудаченко касаются только второго конкурса, это значит, что президент имеет право назначить пять членов НКРЭКУ из отобранных кандидатов. Соответственно, комиссия сможет восстановить кворум для принятия решений?

Да, в этом плане есть прогресс.

Вам ситуация не напоминает блокирование конкурсов на глав госпредприятий несколько лет назад?

Это похоже на блокирование процесса, безусловно. Я считаю, что за этот конкурс несут политическую ответственность и президент, и Кабмин, и Верховная Рада. Не могу ни слова претензии сказать по отношению к аппарату, к Секретариату Комитета ТЭК Верховной Рады, они полностью обеспечивают нашу работу. Но есть еще ответственность президента и Кабинета министров, потому что они также делегировали своих представителей в комиссию.

Когда они делегировали своих представителей, они намекали, кого хотят видеть?

Нет. Со мной такого разговора точно не было, и по ходу работы откровенного давления ни на кого из нас не было. Ни один член комиссии публично не заявил, что на него оказывают давление.