Зачем крупные аграрные холдинги выращивают экзотические сорго и нут

Зарабатывая миллионы на пшенице, кукурузе или рапсе, украинские аграрии все чаще сеют малоизвестные в Украине культуры. Зачем агрохолдингам и фермерам экзотические сорго, нут и другие нишевые культуры?

Если в начале мая ехать по трассе Херсон — Николаев, очень скоро глаза начинают уставать от сплошного ковра желтого цвета — полей рапса, растянувшихся на многие километры. Точно также в Украине можно найти сотни гектаров, сплошь засеянных подсолнечником, ячменем или кукурузой. Еще десять лет назад такие монокультурные массивы были в диковинку. Привычными их сделало развитие агрохолдингов, собравших огромные земельные банки и занимающихся выращиванием культур, пользующихся массовым спросом на внешних рынках.

Но украинский агросектор сейчас производит не только ячмень, кукурузу, пшеницу, рапс и подсолнечник. Заработав на объемах, аграрии экспериментируют с десятками нишевых культур. К примеру, в Турции и Индии едят украинский нут, из выращенных у нас горчичных семян делают соусы в Германии, а потомок меценатов-сахарозаводчиков Мишель Терещенко ведет переговоры с французскими концернами Peugeot и Renault о расширении поставок украинского льна-долгунца.

Развитие нишевых культур обеспечивает аграриям подушку безопасности, гарантируя им дополнительные прибыли, и дает возможность решать многие агрономические проблемы — например, страхуясь от засухи или восстанавливая почву.

Рецепт от засухи

Сильные летние засухи последних лет вынудили аграриев искать способы уменьшить ущерб от гибели посевов ярового ячменя, кукурузы и других "выгорающих" летом культур. Кто-то боролся с засухой традиционными методами, налаживая орошение, а кто-то просто заменил традиционные культуры засухоустойчивым сорго. По словам директора Всероссийского научно-исследовательского института сорго и сои "Славянское поле" Александра Большакова, именно сорго наиболее приспособлено к глобальным изменениям климата и вполне может заменить традиционные фуражные кукурузу и ячмень на корм крупному рогатому скоту и свиньям. Это мировой тренд: за последние 50 лет посевные площади под сорго в мире увеличились на 60%, а производство зерна сорго — на 244%.

В Украине с 2009-го по 2012 год, по подсчетам агентства "АПК-Информ", посевы сорго выросли с 23 тыс. до 170 тыс. га. Особенно популярна эта культура в южных областях, хотя постепенно ее начинают сеять и на востоке, и в центре. "По питательной ценности зерно сорго не уступает ячменю и кукурузе, а по отдельным параметрам — превосходит их", — говорит Елена Дудкина, ведущий агроном-технолог холдинга "Агро-Союз", где сорго ввели в севооборот еще в 2009 году. За эти годы компания убедилась, что даже при минимальной урожайности один гектар, засеянный сорго, дает $960 дохода — на $320 больше, чем в случае с кукурузой.

Интересуются сорго и крупные холдинги. По данным "АПК-Инвест", 65% экспорта сорго (113 тыс. тонн в 2011/2012 маркетинговом году) приходится на николаевский "НИБУЛОН". Выращивать культуру начали HarvEast Holding и "АПК-Инвест". По словам операционного директора HarvEast Дмитрия Скорнякова, они в этом году впервые посеют сорго и рассчитывают на то, что оно сможет частично заменить кукурузу, идущую на корм крупному рогатому скоту. "Сезоны уборки и посевов сорго не пересекаются с основными зерновыми, поэтому, высевая его, мы можем разгрузить технику", — рассказал "Инвестгазете" об еще одном преимуществе культуры генеральный директор "АПК-Инвест" Роман Распопов. По его словам, в этом году они планируют засеять сорго около 15% своего земельного банка.

Сорго по-прежнему считается нишевой культурой. Но постепенно ее делают основной все больше компаний. "Сорго не "раскручено", но спрос и предложение на этом рынке будет расти", — уверен Скорняков. Это подтверждают и цифры: по словам аналитика "АПК-Информ" Анны Бурки, если в 2011 году из опрошенных агентством компаний выращивали сорго с рентабельностью 40-50% около 10% из них, то в 2012-м — уже 18%.

Азиатский спрос

Семь лет назад крымская компания "Драгми" искала культуру, которая могла бы выдерживать резкие перепады температур на полуострове и при этом разнообразила бы перенасыщенный зерновыми севооборот. В итоге ее собственник, Михаил Драганчук, остановился на нуте — зернобобовой культуре родом с Ближнего Востока. Это вторая "модная" в последние годы нишевая культура. "Нут — традиционная культура азиатских стран, но его успешно выращивают на юге Украины и в Крыму. Он растет там, где не выдерживают жару горох и соя, которые мы выращивали ранее", — поддерживает его руководитель департамента растениеводства ЧАО "Агро-Союз" Тарас Фалько. В Украине с 2008 года площади под нутом увеличились практически втрое, достигнув в 2012 году примерно 12,5 тыс. га.

Кроме засухоустойчивости, на популярность этой культуры влияет постоянно растущий спрос на внешних рынках. В Украине нут практически неизвестен, но в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке — это один из основных продуктов питания. По данным Американского совета по гороху и чечевице, производство нута в мире ежегодно увеличивается примерно на 200 тыс. тонн. Урожай нута прошлого года (а это примерно 15 тыс. тонн) преимущественно пойдет на экспорт в страны Азии и Востока. По данным "АПК-Инвест", крупнейшие покупатели — Индия, Египет и Пакистан.

Впрочем, за последний год цены заметно упали. По словам заместителя гендиректора компании "Сяйво" Тараса Шкурко, в 2012-м тонну нута можно было продать за 10-12 тыс. грн. Сейчас цены упали почти вдвое — на спросе сказалась нестабильная ситуация в арабских странах. Однако даже при цене в 5-6 тыс. грн. за тонну культура остается очень выгодной. "Если максимальная цена тонны гороха — 3 тыс. грн. за тонну, то минимальная цена для нута — 5 тыс. Выращивать его выгодно даже несмотря на то, что у гороха на треть выше урожайность", — рассказывает главный агроном Harmelia Александр Турчинов, добавляя, что их компания решила отвести под нут в этом году примерно 350 га.

Подстраховка

В перечне популярных, в том числе и нишевых, культур много также традиционных — лен, гречиха, рожь, конопля и др. По отдельности ни одна из них не может занять место ячменя или кукурузы, но вместе они выполняют важные для агрокомпаний функции — например, страхуя во время заморозков, когда гибнут зерновые и масличные озимые. Так, например, компания "Альфа-агро" уже шесть лет выращивает на своих полях лен. Сезон уборки культуры не совпадает с другими — и компания может спокойно пересеять погибшие озимые льном, не беспокоясь о недостатке техники. Причем, по словам генерального директора компании Игоря Брагинца, рентабельность выращивания льна в его хозяйстве достигает 200%.

Еще одна страховая культура для аграриев — гречиха. "В связи с поздними сроками сева (это одна из наиболее поздних яровых культур. — Ред.) и ранним созреванием гречиха является отличной культурой для пересева погибших озимых", — рассказывает руководитель отдела аналитики агрохолдинга "Мрія" Сергей Курбатов.По его словам, ее средняя рентабельность за последние пять лет составляла около 25%, достигая в отдельных компаниях 60%. Кроме того, по словам игроков рынка, кулинарные традиции Украины обеспечивают стабильный сбыт на внутреннем рынке: как для гречихи, так и для ржи, а также проса и овса.

За счет нишевых культур компании решают многие проблемы. Например, борются с истощением почв. Два года назад агрофирма им. Петровского начала искать культуру-дублера для подсолнечника, который занимает 30-40% всех посевов. Монокультурой он быть не может — на второй год урожайность любой культуры, посеянной после подсолнечника, резко падает. Держать поля под паром и платить за это время арендную плату компании невыгодно. Лучшим выходом оказалась горчица — она прекрасно растет после любой культуры. "Ее семена пользуются спросом на европейском рынке. Особенно в Германии, которая производит и потребляет много горчичных соусов", — объясняет Тарас Шкурко, по словам которого цена тонны горчичных семян на европейском рынке колеблется от 850 до 950 евро.

Вопрос нишевости той или иной культуры — зачастую дань моде или следствие колебаний спроса. Например, десять лет назад в перечне не слишком распространенных были кукуруза и рапс, а через пару лет его явно покинут горох и пивоваренный ячмень — объемы производства растут, они активно экспортируются. Плюс специализация на таких культурах позволяет выживать на украинском рынке небольшим агропредприятиям и фермам. Так что в ближайшем будущем многие из нишевых культур займут место в перечне популярных. На их место придут кунжут, тмин, арахис и грецкий орех, которыми постепенно начинает заниматься все больше компаний.

Автор Наталия Гузенко