Что делать, если вы стали жертвой патентного "троллинга"

Патентные "тролли" — бич украинской патентной системы. Несовершенство законодательства играет на руку недобросовестным предпринимателям в борьбе с конкурентами. Как не потерять свой бизнес из-за "интеллектуального" рэкета?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Патентный "троллинг" процветает в Украине. Недобросовестные бизнесмены, пользуясь несовершенством отечественного законодательства, патентуют общепринятые понятия и методы производства, а затем с помощью судов "уничтожают" конкурентов.

Последним громким случаем стала регистрация основателем киевского фестиваля уличной еды Романом Тугашевым словосочетаний "уличная еда", "фестиваль еды", food fest, street food fest и ulichnaya eda как торговых марок. Как следовало из его заявления, использование другими лицами данных общеупотребительных словосочетаний является нарушением авторских прав.

Не меньший резонанс получил конфликт между производителями такого широко известного продукта, как карамель. Депутат Львовского горсовета и совладелец компании "Мастерская карамели" Артем Хворост подал в суд на киевскую карамельную LOL&POP за нарушение его авторских прав. Дело в том, что обе компании имеют патенты на изготовление карамели, но свой владелица LOL&POP Елена Токарь получила на два года позже (январь 2015 года), чем Артем Хворост(сентябрь 2013 года). В связи с этим львовский депутат требует запретить киевским кондитерам производство и продажу карамели.

На самом же деле, неправы обе стороны: и "Мастерская карамели", и LOL&POP получили официальные патенты на метод, который уже давно используют кондитеры во всем мире для производства карамели ручной работы. Виной тому пробелы в украинском законодательстве и недобросовестность украинских бизнесменов.

Так как же предпринимателю защитить себя от патентного "троллинга", а власти — усовершенствовать законы об авторском праве?

"Интеллектуальный" рэкет

Основная причина существования такого позорного явления, как патентный "троллинг" — декларативный принцип в вопросе выдачи патента. Иными словами, патенты выдаются под ответственность заявителя. "Это означает, что любой может запатентовать внешний вид любого популярного изделия (например, планшета) или любое техническое решение. И эксперт патентного ведомства, даже понимая, что такое решение не является новым, не сможет отказать в выдаче патента", — поясняет Мария Ортинская, юрист в сфере интеллектуальной собственности, директор компании IPStyle. Именно эту уязвимость и используют "патентные тролли".

На что рассчитывают "интеллектуальные" рэкетиры нового времени? Дело в том, что меры борьбы против недобросовестно зарегистрированных промышленных образцов могут требовать значительных временных и денежных затрат. По этой причине многие предприниматели, для которых каждый день простоя бизнеса оборачивается большими убытками, предпочитают заплатить "троллям".

На самом же деле им можно и нужно противодействовать, ведь согласно украинскому законодательству патенты, которые были выданы на не новые объекты, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В первую очередь следует подать иск о признании недействительным патента "тролля". Это позволяет "заморозить" на время решения данного спора рассмотрение первого (исходного) иска к предпринимателю. "К сожалению, это не лишает "тролля" возможности получить новый патент, идентичный тому, который отменяет предприниматель, и начать заново. Кроме того, дело наверняка пройдет все три инстанции, потому ожидать окончательный результат следует не ранее чем через 1 год (а чаще 1,5 года) после подачи иска", — отмечает Илларион Томаров, старший юрист, руководитель практики Интеллектуальной собственности МЮГ AstapovLawyers.

Для того, чтобы признать недействительным патент "тролля", следует предоставить суду доказательства отсутствия новизны полезной модели или промышленного образца. Другими словами, нужно показать суду, что в мире уже давно известно и придумано другими людьми то, на что претендует владелец патента. Например, если речь идет о способе производства карамели, таким доказательством может быть ГОСТ (ДСТУ), содержащий идентичный рецепт и датированный более ранней датой, чем патент.

Второй способ — попытка доказать, что предприниматель самостоятельно и, главное, до подачи заявки на патент "тролля", начал использовать изделие, которое позже запатентовали как промышленный образец. "Речь идет о праве преждепользования, которое устанавливается судом либо в рамках встречного иска либо в качестве оценки доказательств ответчика, — детализирует Илларион Томаров. — Право преждепользования дает его субъекту возможность продолжать изготовление изделия без получения разрешения у владельца патента и без выплаты вознаграждения. Т.е. предприниматель будет защищен от претензий по указанному в иске патенту, но если "тролль" захочет продолжить атаку, то он зарегистрирует новый патент, изменив незначительную деталь, и все начнется заново".

Юристы также советуют компаниям постоянно мониторить уже выданные патенты. И в случае обнаружения "чужих" патентов на объекты, которые производит или продает ваша компания, своевременно оспаривать их в судебном порядке. "Особое внимание следует уделить и мониторингу таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Ведь "патентные тролли" наиболее часто "работают" именно на таможне: вносят запатентованный промышленный образец или полезную модель в таможенный реестр и пытаются запретить ввоз или вывоз "запатентованной" продукции", — указывает Мария Ортинская.

Новеллы законодательства

Как отмечают юристы, было бы желательно иметь возможность бороться с патентным "троллингом" еще до выдачи патента. На данный момент в Верховной Раде Украины рассматривается ряд законопроектов, направленных в том числе на борьбу с недобросовестной регистрацией промышленных образцов. Среди них следует отметить законопроект №2352 от 10 марта 2015 года, который предоставляет право любому лицу подать мотивированное возражение против выдачи патента на протяжении двух месяцев от даты публикации сведений о заявке. "Но при этом законопроект не предусматривает возложение сбора, который необходимо оплатить для подачи возражения, на проигравшую сторону. Кроме того, для практической реализации данного положения необходимо создание технической базы и общедоступных реестров, содержащих сведения о заявках на промышленные образцы", — сетует Марьяна Полищук, юрист юридической фирмы "Астерс".

Но самое главное — предусмотреть в законе, который регулирует порядок регистрации и получения патента, ответственность для недобросовестных заявителей, которые пользуясь отсутствуем проверки новизны, получают монополию на очевидные и всем известные предметы. "Представьте, что "тролль" получил патент на вешалку (спички, карамель) и подал иск в суд к добросовестному предпринимателю. В случае установления факта недобросовестно регистрации патента и злоупотребления правами он должен заплатить ответчику сумму в диапазоне от 50 тыс. до 250 тыс. грн или возместить убытки, включая упущенную выгоду", — объясняет руководитель практики Интеллектуальной собственности МЮГ Astapov Lawyers.

Такой механизм ответственности за злоупотребление правом на получение патента лишил бы деятельность "тролля" экономической привлекательности, поскольку в целом она продолжает оставаться прибыльным "бизнесом", ведь только крупные компании позволяют себе судиться с "троллями", отменяя их патенты.

"Также уменьшению "троллинга" способствовал бы запрет повторной регистрации любым лицом промышленного образца, регистрация которого уже ранее признавалась недействительной", — дополняет Марьяна Полищук.

Следует отметить, что практика в европейских странах, в том числе относительно промышленных образцов Европейского Сообщества (Community Design), предусматривает подачу возражений против промышленных образцов только после их регистрации. При этом на проигравшую сторону возлагаются все издержки по делу, включая издержки за подачу возражения и затраты на оплату услуг представителей. Такой механизм не затягивает процедуру регистрации, однако дает эффективную возможность борьбы с недобросовестными патентовладельцами. Поэтому стоило бы рассмотреть возможность заимствования подобного механизма в украинское законодательство.