Ассоциация Украины c ЕС: в мечтах и наяву

Сегодня в Брюсселе премьер Арсений Яценюк, лидеры Евросоюза и стран-членов ЕС подписали соглашение об ассоциации (СА). Вот только значимость этого события оказалась гораздо меньшей, чем ожидали эксперты

Дело не только в том, что стороны договорились подписывать лишь "политические главы" СА. Это, в общем-то, давно не является новостью — об отсрочке введения в действие экономической части договора Брюссель объявил уже две недели назад и непрестанно повторял, что не откажется от этих планов.

Главных же проблем сегодняшнего события можно выделить две. Первая — это юридическая схема "полуподписания", которую выбрали стороны. Многие юристы надеялись, что обойдется протоколом об отсрочке временного применения договора, без сомнительного "разделения" СА. Вторая проблема — объем той части договора, которую стороны договорились считать "политической". И по первому, и по второму пункту можно говорить о дипломатическом поражении Украины.

Но прежде — пару слов о том, почему о "полуподписании" договора можно говорить лишь в кавычках. После 6 марта, когда было принято решение о подписании СА в два этапа, европейские лидеры заявляли о разделении СА на две части. Однако этого так и не произошло. Соглашение остается неделимым документом, главы государств ставили подпись под всем текстом СА, а не только под его "политическими разделами", как об этом говорится в пресс-релизах.

"Урезанный договор об ассоциации" существует лишь виртуально — Киев и Брюссель договорились, что пока их подписи распространяются только на преамбулу и три раздела документа с номерами I, II и VII. А это — всего 40 из 486 статей СА.

Такой объем "политической части", мягко говоря, удивляет, и это — главное разочарование.

Для тех, кто следил за переговорами между Украиной и ЕС по тексту договора, термин "политическая часть СА" хорошо знаком. Подготовкой этого документа занимались две команды — политическая и экономическая. Их переговорные раунды с 2007 по осень 2011 года проводились раздельно, и лишь на финальном этапе эти части договора склеили воедино, выстроив "сквозную нумерацию" и связав статьи ссылками друг на друга.

На этом этапе разделение "политики" и "экономики" в договоре было совершенно иным. "Экономической" считался лишь один, наиболее объемный, IV раздел договора, который посвящен торговле. Все прочие разделы входили в политическую часть.

Второй раз об условном разделении договора на две условных части эксперты услышали в 2012, когда договор готовили к парафированию. Тогда Украина и ЕС объявили о согласовании текста "политической части", без экономики, и вновь оказалось, что этот термин охватывает все разделы, кроме четвертого, торгового. Иной трактовки термина "политическая часть СА" до сих пор не существовало.

По данным Delo.UA, на начальном этапе после саммита 6 марта соглашение планировали разделить по тому же принципу, но затем ЕС резко ограничил объем документа, предложенного к подписанию. У экспертов — такая же информация.

"Начальная концепция говорила, что политическая часть — это все разделы, кроме торговли. Потом ее существенно сузили, оставив из всех политических аспектов только то, что можно назвать "политическим взаимодействием". Говорят, на сужении настояли страны-члены ЕС", — рассказал Тарас Качка, член переговорной команды по СА в 2007-2011 годах.

Логику ЕС понять сложно. Среди глав и статей, "выброшенных из договора", есть те, на которых настаивал прежде всего Евросоюз. В урезанный документ не вошли многие обязательства Киева, которые введены в него по требованию Брюсселя.

Показательный пример — раздел VI, который носит название "финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством". Антикоррупционные обязательства Киева в рамках этого блока отложены "до лучших времен".

Но если исключение этого раздела можно пояснить тем, что в его названии есть слово "финансовое" (в связи с чем кто-то в Брюсселе мог решить, это — экономическая часть), то исключение из договора раздела III ("Юстиция, свобода и безопасность") — совершенно необъяснимо. Брюссель настолько сильно хотел урезать объем договора, что исключил из него пункты, касающиеся верховенства права, борьбы с коррупцией, противодействия обороту наркотиков и борьбы с финансированием терроризма. Ни одного экономического положения в этом разделе нет. Тем не менее, ЕС отнес его к второй очереди подписания.

Немного сложнее ситуация с объемным разделом V ("Секторальное сотрудничество"), который включает 28 глав и 116 статей. Некоторая часть его глав действительно являются экономическими — в частности, так идет речь о бюджетной политике, налогообложении, макроэкономическом сотрудничестве.

Но большинство глав этого раздела не имеют никакого отношения к экономике. Непонятно, зачем ЕС включил в виртуальную "экономическую часть СА" главы об охране окружающей среды, сотрудничестве сфере науки, спорта, туризма, здравоохранения, культуры и даже главу о "сотрудничестве в сфере гражданского общества", на развитии которого ЕС непрестанно настаивает.

В итоге из той части СА, о подписании которой объявили в пятницу лидеры Украины и Евросоюза, оказались выброшены все значимые положения, а церемония, которая произошла сегодня в Брюсселе, имеет разве что, символическое значение.

"Получившийся документ можно сравнить с "Большим соглашением" между Украиной и РФ (договор о стратегическом партнерстве от 1997 года — Delo.UA). Там тоже статьи наполнены символическим, политическим смыслом, но они не имеют практического применения", — описал итог такого "урезания" Тарас Качка.

Единственный практический смысл подписания такого "полудоговора" — в том, что в заключительном VII разделе СА (который остался в "урезанном документе") описана процедура создания двусторонних органов Совета ассоциации, Комитета ассоциации и Комитета по вопросам торговли.

Эти органы будут созданы после ратификация "полусоглашения" в Верховной Раде. Стороны настроены завершить такую ратификацию, заверили Delo.UA в МИД и в Минюсте.

Первым двум из них будет решительно нечем заняться — ведь эти органы должны контролировать вопросы, связанные с выполнением СА. А вот Комитет по вопросам торговли, вероятно, поработает довольно активно — с помощью этого органа Киев инициирует пересмотр некоторых товарных квот беспошлинной торговли. Такая возможность предусмотрена договором.