Банки - лидеры по приросту депозитов

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": "ДЕЛО" определило банки, которые больше других нарастили свои депозитные портфели физлиц в 2009 году

бы тяжелым ни был для банкиров 2009 год, как бы много мы ни слышали о том, что население вынесло из банков практически все вклады, результаты говорят об обратном. Из 50 крупнейших банков по объему средств физлиц 34 показали прирост депозитной базы по итогам прошлого года. Депозитные портфели 20 самых активных по привлечению средств населения банков в 2009-м выросли на 14 млрд. грн. В лидерах — Эрсте Банк, который нарастил ресурсную базу за счет средств населения на 140,4%, Родовид Банк (95,4%) и Банк ВТБ (85,7%). Среди них только у Родовид Банка прирост произошел не рыночным путем — за счет перевода вкладчиков «Укрпрома», часть из которых решила оставить свои сбережения в национализированном банке.

Финансисты признаются, что для эффективного привлечения внимания вкладчиков они пользуются целым арсеналом методов. Один из способов убеждения в надежности своего банка — рассказать о своих акционерах. Чаще всего этот прием используют банки с иностранным капиталом. Так, УкрСиббанк говорит, что его мажоритарий BNP Paribas — лидер в еврозоне по объему депозитов. СЕБ Банк напоминает, что капитал группы SEB в 1,2 раза больше капитала всей отечественной банковской системы, а у украинского ВТБ Банка — одноименная материнская структура является вторым по величине российским госбанком.

Второй общепризнанный способ — специальные депозитные программы, разработанные как для уже существующих клиентов, так и для потенциальных. «Важными направлениями были и остаются своевременный вывод на рынок новых и обновленных продуктов, отвечающих потребностям клиентов. Все это происходит с соответствующей рекламной поддержкой и внедрением программы лояльности для постоянных клиентов», — рассказывает зампредправления по розничному бизнесу Универсал Банка Игорь Дорошенко.

Кроме уже привычного повышения процентов, банки все чаще используют приемы посложнее. К примеру — метод «перекрестных продаж», когда клиенту наряду с тем продуктом, за которым он непосредственно пришел в банк, предлагают сопутствующие услуги. Часто этот прием срабатывает при открытии зарплатной или пенсионной карты, на которую открывают кредит (овердрафт) или предлагают депозит под выгодные проценты.

Третье направление, которое не остается без внимания банкиров, напрямую к клиентам не относится — это обучение персонала и усовершенствование работы отделений. Для банковских сотрудников работодатели организовывают тренинги и семинары. С целью адекватной оценки качества обслуживания клиентов используются методы «тайного покупателя», обратной связи с клиентами через call-центры, SMS и т. д.

Тяжелый квартал 2009-го

Несмотря на весь арсенал «завлекательных» инструментов, был у отечественных банков период, когда уговоры, акции и дополнительные проценты не помогали привлечь или удержать вкладчика даже самым надежным банкам с незапятнанной репутацией. Особенно сложным в этом плане был I квартал 2009 года. Именно тогда банкиры столкнулись с массовым недоверием клиентов и резким сокращением сроков вкладов. «В прошлом году наиболее весомыми преградами в привлечении розничных депозитов были: высокий уровень недоверия к системе в целом, неопределенность относительно того, в каких валютах хранить сбережения, и нежелание вкладывать средства на длительный срок», — рассказывает Игорь Дорошенко. За первые три месяца 2009 года из системы утекло чуть больше 24 млрд. грн. средств населения.

После любых потрясений общество меняется. Не стало исключением и отношение населения к сбережениям в банках. Среднестатистический вкладчик изменился, стал более осторожным при выборе учреждения. «Менталитет вкладчика существенно поменялся за последний год. Теперь они изучают показатели банков, их акционеров, аккуратно подходят к оценке продуктового ряда и внимательнее читают договор», — отмечает председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник.

Важный момент, который констатируют банкиры — это кардинально другое отношение клиентов к процентной ставке. Теперь вкладчика не «купить» за высокий процент по депозиту. Еще одно существенное различие до- и посткризисного клиента — это предпочтение коротких сроков или вкладов до востребования. «Так называемые текущие депозиты или, другими словами, текущие счета с повышенными процентными ставками окончательно утвердились как один из самых популярных вкладов», — говорит заместитель председателя правления СЕБ Банка Виталий Воротников.

В ожидании роста

Основные задачи финансистов на этот год — удлинить сроки вкладов и усилить работу по гривневым депозитам. «Наши акценты — это гривня как валюта депозита, так как по-прежнему ощущается ее дефицит. Банкам, продолжающим кредитовать, ничего не остается, кроме как привлекать ресурсы в национальной валюте на любые сроки по любой цене», — сетует Воротников.

Для удлинения сроков у банков уже есть несколько наработанных приемов. «Финучреждения будут привлекать вкладчиков на более длинные периоды за счет роста процентной ставки от месяца к месяцу, а также давать возможность в конце каждого месяца размещения вклада забрать деньги досрочно без потери процентов», — говорит Игорь Дорошенко.

Относительно перспектив своего сектора в 2010 году банкиры настроены весьма оптимистично. Они в один голос твердят: росту депозитной базы быть. «Я однозначно ожидаю возврата населения в банковскую систему», — говорит Колесник. Виталий Воротников прогнозирует при текущем валютном курсе и уровне инфляции приток депозитов физлиц в этом году не менее 5%. У первого зампредправления Проминвестбанка Вячеслава Юткина еще более оптимистичный настрой. «В этом году средства физлиц в банках увеличатся на 30%», — уверен банкир.

По большому счету аргументы таких радужных перспектив известны: страна прошла дно кризиса, прогнозный ВВП на 2010 год — хоть и в небольшом, но плюсе (прогноз ЕБРР — рост 3%). Кроме того, после окончания выборов президента есть надежда на стабилизацию политической ситуации.


15,6% рынка депозитов физлиц занимает ПриватБанк. Это крупнейший хранитель средств населения среди украинских банков.

Самые активные игроки рынка банковских депозитов населения*

№ п/п

Банк

Объем депозитного портфеля физлиц, млрд. грн.

Изменение за 2009 год, %

На 01.01.09

На 01.01.10

1

Эрсте Банк

0,24

0,58

140,4

2

Родовид Банк

3,53

6,91

95,4

3

ВТБ Банк

1,68

3,12

85,7

4

СЕБ Банк

0,32

0,52

65,6

5

Пивденкомбанк

0,33

0,52

59,3

6

Сбербанк России

0,66

0,97

47,4

7

Универсал Банк

1,71

2,50

45,9

8

ОТП Банк

2,79

3,81

36,5

9

"Национальные Инвестиции"

0,52

0,70

35,0

10

"Кредит Днепр"

1,19

1,59

34,2

11

Хоум Кредит Банк

0,41

0,52

27,0

12

Альфа-Банк

2,05

2,59

26,4

13

Дельта Банк

2,03

2,55

25,5

14

"Форум"

4,08

5,05

23,8

15

УкрСиббанк

8,10

9,82

21,3

16

Экспресс-Банк

0,92

1,07

16,4

17

Актив-Банк

0,42

0,49

16,3

18

Брокбизнесбанк

3,64

4,19

15,3

19

Укрэксимбанк

7,65

8,76

14,5

20

Морской транспортный банк

0,57

0,64

12,9