Безальтернативная энергетика

Перспективы Украины в сфере энергоэффективности и альтернативной энергетики весьма туманны, пока власть не пересмотрит газовый контракт с РФ и не избавится от коррупции

Нам повезло: Украина имеет огромные возможности для использования возобновляемых источников энергии и беспрецедентные ресурсы биотоплива. И не повезло, потому что ожидать конкретных результатов в сфере альтернативной энергетики и энергосбережения, увы, пока не приходится. Не существует в Украине «альтернативного» лобби, равного газовому, нефтяному или атомному. Нет видения развития и понимания проблемы на высоком уровне. Зато есть решение о строительстве двух новых реакторов на Хмельницкой АЭС и газовый контракт до 2019 года, согласно которому мы каждый год покупаем больше дорогого газа, чем нам нужно, без права реэкспорта. Как это коррелируется с декларациями власти — риторический вопрос. Зачем нужны альтернативные источники, если некуда девать традиционные, а платить за них приходится ежемесячно? Реальный стимул экономить дают только высокие тарифы, но возможностей для экономии мало, а государству она и вовсе не выгодна. Бюджету нужны деньги, а не энергоэффективность.

Задачи по сокращению импорта, как и другие шаги в сторону энергетической независимости, идут вразрез с принимаемыми решениями, хотя нашли свое место в Энергетической стратегии Украины. Согласно этому документу мы достигнем 20% генерации электрической энергии до конца 2030 года. Но сначала построим с Российской Федерацией еще два атомных реактора. Очевидно, приоритеты финансирования и декларации, транслируемые на Запад, никак между собой не связаны. Тем временем энергоемкость единицы украинского ВВП в 4,5 раза больше, чем в Европе, и каким образом мы сократим ее вполовину, как того требует Энергетическая стратегия, неизвестно.
Но даже декларации делают свое дело. Благодаря угрозе дефолта и давлению извне, в том числе условиям кредитования МВФ, власть наконец подняла тарифы на энергоносители для предприятий теплокоммунэнерго, бюджетных организаций и населения. Они призваны сбалансировать экономическую составляющую деятельности топливно-энергетического сектора, однако непрозрачность информации о том, куда идут дополнительные средства и как благодаря им улучшатся предоставляемые услуги, заставляет усомниться в достижении этой цели.

Но есть и более популярные решения. В июле прошлого года Кабмин внес изменения в государственную целевую экономическую Программу энергоэффективности на 2015-2030 годы. Добавили пункт о строительстве солнечных установок для производства электроэнергии и горячего водоснабжения, а также электросетей, пристанционных узлов и подстанций для подключения объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников. Документ дает и перечень мер для санации зданий бюджетных учреждений. В результате энергозатраты должны быть сокращены, а теплохарактеристики — приведены в соответствие с современными стандартами. Традиционно же сколько используют энергии — столько и закладывают в план, что никак не стимулирует экономить. Еще правительство Еханурова пыталось навязать госучреждениям планы закупки энергоносителей, но воз и ныне там. Новая программа должна была вывести госучреждения на 25-30%-ное сокращение энергоносителей, однако до внедрения руки министров не дошли. Безусловно, обнадеживает недавний факт увеличения финансирования программы на более чем 35 млрд. грн. за счет небюджетных источников. Однако каких именно и в какие сроки, остается загадкой. Зато конкретно прописано финансирование другой программы — «Поддержка выполнения Энергетической стратегии Украины в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии». Можно ожидать, что реальные деньги наконец направят на конкретные проекты и Украина начнет выполнять Меморандум с ЕС о взаимопонимании и сотрудничестве в энергетической сфере. Но хорошо бы поработать и над прозрачностью отбора направлений для финансирования, поскольку эксперты говорят о коррупции в определении приоритетных национальных проектов. Каждый из 10 якобы закреплен за конкретным чиновником-лоббистом, цель которого — финансировать близкие власти структуры и компании. В то же время роль Национального Агентства, задача которого — обеспечивать объективный отбор проектов, по мнению участников, сводится к пиар-репрезентации заранее известных результатов. При этом заявленные результаты как минимум одного из проектов эксперты считают невыполнимыми. Речь идет о проекте «Энергия природы» по строительству ветряных и солнечных электростанций мощностью 2000 МВт. Трехмиллиардный бюджет в евро чудом должен окупиться за семь лет при заявленном производстве 26,8 млрд. кВт в год.
Еще один позитив — финансирование за счет госбюджета мер по энергосбережению через механизм удешевления кредитов. Это должно стимулировать как государственный, так и приватный сектор, однако схема есть, а результатов пока нет, хотя решение принято еще летом прошлого года.

В целом, можно сказать, что движение Украины в сторону энергоэффективности наконец пошло, но благодаря не стратегическим программам, а лоббистским качествам заинтересованных в этом власть имущих. Отсутствие стратегии развития государства компенсируют стратегии развития отдельных групп, влияющих на государственную политику. Ирония в том, что на сегодня для отстающей по всем показателям энергоэффективности Украины даже это является позитивом.

«Зеленый тариф», который в Украине не так выгоден, как в Европе, стимулирует в основном глобальные близкие к власти проекты. Средний бизнес на пути энергосбережения сталкивается с определенными рисками, для частных же хозяйств никакие стимулы, кроме высоких тарифов, не пре­дусмотрены. Если на Западе государство удешевляет и без того недорогие кредиты или компенсирует половину стоимости желающим приобрести ветрогенератор, то у нас делать такие покупки нужно на собственный страх и риск. Скажем откровенно, альтернативные решения обеспечения энергией для небольшой семьи окупятся очень не скоро и стимулом к их приобретению может быть только желание обеспечить себе энергетическую автономию от непредсказуемого государства ( см. инфографику). Однако для небольшого, но энергозатратного бизнеса (как, например, частная гостиница) в условиях повышения энерготарифов альтернативные источники просто незаменимы.

Вопросами альтернативной энергетики во всем мире занимаются крупные государственные и частные концерны, наши же НАК «Нафтогаз Украины», «ЭКУ», НАЭК «Энергоатом» никак не заинтересованы в энергоэффективности и тем более во внедрении альтернативных, а значит, конкурирующих источников энергии. Декларации власти об абстрактной альтернативной энергетике на деле не выдерживают конкуренции с интересом, который легче получить в условиях непрозрачной неэффективной системы  энергетических компаний. В этой битве приоритетов проигрывает будущее, о котором давно задумались более развитые страны. И если ждать реальных шагов от украинской власти времени нет, можно позаботиться о себе самостоятельно. Эффект не будет сиюминутным даже при «зеленом тарифе», но вы получите энергонезависимость, а значит, свободу от пассивного участия в теневых энергетических схемах даже самого высокого уровня.