НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Большинство бизнесов народных депутатов сосредоточены в торговле — YouControl

Наличие у народных депутатов бизнеса в определенной отрасли может вызвать у них личный интерес при подготовке и принятии соответствующих законов. Эксперты проанализировали связи нардепов с бизнес-сферами и выяснили, в какой отрасли больше всего фирм народных избранников.
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Верховная Рада — высший представительский орган в стране или бизнес-клуб по интересам? Чтобы разобраться в этом, специалисты YouControl проанализировали все компании, напрямую или косвенно принадлежащие народным депутатам или членам их семей. В этот список попало около 1,5 тыс. украинских компаний.

Распределение бизнес-интересов по фракциям
Create pie charts

Оказалось, что самыми популярными бизнес-сферами у народных депутатов являются торговля, недвижимость, аграрный сектор и строительство.

Так, со сферой торговли связаны 84 нардепа либо членов их семей. В основном это представители Блока Петра Порошенко (18) и Народного фронта (17). Но в относительном исчислении больше всего "торговцев" в группе "Воля народа" — 9 из 19 депутатов. Многие торговые компании парламентариев — либо малоизвестные фирмы по сбыту продукции основного бизнеса, либо самостоятельные "оптовики" в различных сегментах рынка. Среди более узнаваемых депутатских торговых брендов: "Эпицентр" и "Новая линия" внефракционного Александра Гереги, "Одесский ЦУМ" Леонида Климова (группа "Возрождение"), сеть магазинов "Мясная точка" Сергея Мартыняка ("Воля народа").

Второе и третье место делят между собой недвижимость и аграрно-промышленный комплекс (по 63 депутата, имеющих свой бизнес в этих сферах). Недвижимостью больше всего занимаются депутаты из БПП (13) и внефракционные (11). На третьем месте представители Оппозиционного блока (8). При этом около двух десятков риелторских компаний зарегистрировано на депутата "Народного фронта" Татьяну Донец.

Наибольший интерес в аграрном бизнесе, как и в предыдущих отраслях, имеют члены фракции БПП. Но тут их лидерство явное — 24 из 63 депутатов-аграриев. Бенефициарами предприятий аграрного сектора по данным из госреестра являются такие представители пропрезидентской политсилы как Александр Бакуменко ("Первомайское предприятие по инкубации и птицеводству"), Андрей Вадатурский ("Нибулон"), братья Богдан и Ярослав Дубневичи ("Агротехнологии"), Леонид Козаченко ("Агробизнеспром"), Борислав Розенблат ("Обериг", "Миропольский бекон"), Анатолий Кузьменко ("Агровиста") и другие.

Любимые отрасли депутатов

В "Народном фронте", как было указано выше, больше всего бизнес-интересов в торговой сфере: группа команий "Веритас" Сергей Драюка, "Киссет" Игоря Котвицкого, "Протекшн-груп" и "Эко-партнеры" Романа Заставного, торговый дом "Ювелир" Александра Ксенжука, "Златосвит" Хвича Мепаришвили и другие. Лишь единицы связаны с компаниями в сфере строительства (8 депутатов) и недвижимости (7).

В Оппозиционном блоке кроме особой заинтересованности торговлей и недвижимостью, 7 депутатов имеют бизнес в финансовом секторе. Например, Вадим Новинский владеет "Юнекс-банком" и страховой компанией "Ильичевская", а Юлия Льовочкина банком "Клиринговый дом".

У фракции "Самопомич" рейтинг интересов выглядит следующим образом: торговля (4), консалтинг (4) и IT (3). По количеству основанных компаний среди однопартийцев выделяются Андрей Журжий, Игорь Диденко и Ярослав Маркевич.

Радикалы больше всего интересуются недвижимостью и консалтингом (по 3), если принимать во внимание компании близких родственников. И только у "Батькивщины" наибольшая заинтересованность в медиа — 4 нардепа этой фракции имеют бизнес в СМИ. Еще по три депутата связаны с недвижимостью и торговлей.

Однако, если измерять влияние бизнеса на политические фракции относительной долей бизнесменов в общем количестве партийных депутатских кресел, то лидерами окажутся внефракционные депутаты и Оппозиционный блок.

Бизнес-интересы по отраслям
Create your own infographics

СПРАВКА

Список компаний, связанных с народными депутатами, был сформирован на базе данных YouControl. Были отсеяны однофамильцы, общественные и политические организации. После этого список был дополнен несколькими сотнями компаний, зарегистрированных на родственников или офшорные компании-прокладки.

Автор: Роман Корнилюк и команда YouControl